Статьи

Игорь Пономарев: Рыболовецкие суда занимают второе место по сложности строительства после военных кораблей

Игорь Пономарев: Рыболовецкие суда занимают второе место по сложности строительства после военных кораблей
Осенью 2017 года Северная верфь объявила о заключении контрактов на постройку десяти рыбопромысловых судов: четырёх ярусоловов для трёх компаний-заказчиков и шести морозильных траулеров для группы "Норебо". О том, как продвигается строительство новых заказов, кто занимается разработкой документации, и какие новые гражданские проекты следует ожидать от корабелов, в интервью Sudostroenie.info рассказал генеральный директор Северной верфи Игорь Пономарев.
 
– Игорь Борисович, насколько предприятие, специализирующееся в последние годы на военном кораблестроении, готово к выполнению гражданских заказов?
 
– Гражданским судостроением Северная верфь занимается практически с 20-х годов XX века. Около половины всех построенных заводом заказов – гражданского назначения. Последние такие суда, сошедшие с завода в начале 2010-х годов – это суда снабжения морских буровых платформ для норвежских компаний. Но и сейчас мы строим для министерства обороны серию судов тылового обеспечения проекта 23120, которые имеют двойное назначение. Рыболовецкие суда занимают второе место по сложности строительства после военных кораблей, так что наш опыт военного кораблестроения – это большое преимущество.

– Потребуется ли переоборудование верфи или заказ нового оборудования для выполнения заказов от рыбопромышленников?

– Мы будем строить на имеющихся производственных площадках, вводить какие-то новые мощности специально под "рыбаков" нет необходимости.

– В настоящее время на верфи ведутся какие-либо работы по ярусоловам и траулерам?

– Сейчас мы разрабатываем графики подготовки производства, составляем стапельное расписание, занимаемся оргвопросами, формируем рабочие группы, подбираем ответственных исполнителей по основным направлениям строительства, в том числе руководителей проектов, чтобы оперативно приступить к строительству заказов после получения положительного решения Федерального агентства по рыболовству о выделении инвестквот по заявкам наших заказчиков. 

– Заключённые контракты подразумевают сжатые сроки сдачи судов. Могут ли привлекаться для этих заказов другие судостроительные предприятия по концепции "распределенной верфи"?

– У нас достаточно потенциала, чтобы строить эти суда самостоятельно. Мы, конечно, будем привлекать к строительству контрагентов – на изоляционные, электромонтажные работы и металлизацию корпусов. Также мы проведем дополнительный набор около 300-400 основных производственных рабочих. Но отдавать часть заказа по принципу "распределенной верфи" не планируем.

– Как следует из официальных данных, разработчиком исходной проектной документации для ярусоловов является норвежская компания Marin Teknikk AS. По внешнему виду и основным характеристикам концептуальный проект траулера 170701 напоминает разработку исландской компании Nautic, входящей в консорциум Knarr. Используются ли в проекте 170701 иностранные решения?

– Наши северные соседи – норвежцы, исландцы – признанные лидеры в проектировании и строительстве рыболовного флота. Эти страны уже веками "заточены" под рыболовный промысел, их проектанты знают мельчайшие ньюансы процесса добычи биоресурсов в своем регионе, и, конечно, норвежский или исландский опыт проектирования сегодня в мире самый передовой. Российские компании, занимающиеся рыболовством, ориентируются именно на них. Поэтому технологические решения этих скандинавских стран, безусловно, будут интегрированы в нашу рабочую конструкторскую документацию.

– Кто занимается разработкой конструкторской и технологической документации для траулеров и для ярусоловов?

– Ответственность за разработку РКД (рабочей конструкторской документации – ред.) лежит на верфи. В соответствие с действующим российским законодательством, разработать РКД должно отечественное бюро. Мы сейчас находимся на финальном этапе отбора проектанта.

– Известны ли поставщики основного оборудования, например, рыбоперерабатывающей фабрики?

– Все основное оборудование определяет заказчик. 

– Постройка обеих серий судов увязана с получением заказчиками инвестиционных квот. Что будет с заказами, если заявки на инвестквоты не будут удовлетворены или удовлетворены не в полном объеме?

– В этом случае объем заказов может быть сокращен, но не обнулится. Риск отклонения заявок, хоть и есть, но все-таки умеренный. Правительство ориентирует свою работу на поддержку отечественной судостроительной промышленности, поэтому если заявки будут оформлены правильно, и если к рыбакам нет каких-то претензий, решение будет положительным.

– Постройка каких других гражданских заказов, не только рыбопромысловых судов, может начаться на Северной верфи в ближайшее время?

– Работа по привлечению заказчиков – это постоянная работа, и она не останавливается ни по направлению гражданского судостроения, ни по направлению военного кораблестроения. Например, оформление контрактов с рыбаками стало следствием переговоров и встреч в течение 2,5 лет. Когда у нас будут конкретные договоренности, готовые контракты, мы непременно об этом расскажем.

Беседовал Александр Полунин
Фото: Северная верфь
Сообщить о проблеме

Другие новости компании «Судостроительный завод "Северная верфь", ПАО»