Экономика

Анатолий Белоев: «Мы планируем двигаться в сторону увеличения нашей гражданской составляющей»

В конце 2014 года Кронштадтский морской завод планирует войти в структуру ОСК. Сейчас проводятся последние приготовления, оформляются необходимые документы. Не секрет, что завод, наверное, с самой богатой историей среди отечественных предприятий, в начале 2000-х годов сильно лихорадило.
Однако, в середине 2010 года Кронштадский завод снова заработал, появились заказы - корабли с ЛенВМБ снова пошли на знакомый им КМОЛЗ. О том, что же было сделано за почти четыре года, рассказывает директор КМОЛЗа, с которым во многом связан «подъем» завода - Анатолий Владимирович Белоев.
 
Каковы сейчас основные возможности завода?
 
После почти десятилетней процедуры банкротства и трехгодичного простоя, в 2010 году между кредиторами КМОЛЗа было подписано Мировое соглашение. Заводу этот шаг дал вторую жизнь. И конечно, годы «лихолетья», когда производственная деятельность была полностью приостановлена, а штат состоял только из главного инженера, нескольких помощников и охраны, не прошли даром. До июля 2010 года мы занимались тем, что восстанавливали инженерные сети: системы отопления, водо- и электроснабжения. Крыши всех цехов также требовали серьезного ремонта. И по итогам 2010 года завод выполнил продукцию всего на 30 млн рублей. В следующем году эта цифра возросла до 400 млн, в 2012 — до 700 млн, а в 2013 году превысила 1 млрд. В этом году мы планируем выйти на 1 млрд 30 млн плюс еще 300 млн должно дать газотурбинное производство.
 
Что касается штата завода, то сейчас на КМОЛЗ работает 720 человек, из них 185 занято на газотурбинном производстве, а средняя зарплата по рабочим специальностям составляет 46 тыс. руб.
 
Как вам в 2010 году удалось собрать кадры?
 
Начиналось все с малого. Первые работы, после восстановления завода, мы выполняли силами 30 человек. Потом постепенно начали выстраивать кадровую структуру. Сейчас 90% штата рабочих специальностей состоит из жителей самого Кронштадта, инженерно-технические работники, конечно, в основном петербуржцы.
 
Также проблемный вопрос — подготовка молодых рабочих. Сегодня Профессиональное училище №48 Кронштадта не готовит специалистов рабочих специальностей для судоремонта. По этому поводу мы неоднократно встречались с каждым главой районной Администрации, с руководителем Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максимом Семеновичем Мейскином. Со всех сторон нам была обещана помощь. А просьба, собственно, заключается в том, что в стенах училища необходимо открыть производственные мастерские, оборудование для которых хранится у нас на заводе. Но сейчас по положению Министерства образования, профтехучилища для обучения не могут используют арендованные площади на заводах.
 
Кроме того, необходимо привлекать квалифицированные кадры с других регионов. Так у нас работают сотрудники и с Архангельска, Северодвинска, Астрахани, но для этого требуется решить вопросы жилья: предоставить площади в общежитие, или предложить какие-то варианты коммерческого найма. Совместно с районной администрацией сейчас рассматриваются варианты ремонта одного из домов, которое подлежит реконструкции, и мы планируем использовать его для предоставления жилья на условиях коммерческого найма. И надеюсь этот вопрос будет закрыт в течении ближайшего года.
 
Оборудование и станочный парк за эти годы обновлялись?
 
Насколько это позволяли наши финансовые возможности, мы с 2010 года оборудование закупали. Если оперировать цифрами, то на нужды ремонта и восстановления мы потратили в 2010м году порядка 40 млн, в 2012 — 66 млн, в прошлом году — уже 133 млн.
 
Нужно признать, что этих денег недостаточно, мы ведь все делаем за счет оборотных средств. Учитывая, что площади и основные фонды большие, внимание уделяется только самому необходимому. Например, за три года мы заасфальтировали практически все дороги внутри завода.
 
Для полноценного перевооружения нужны, конечно, другие деньги, по нашим оценкам — порядка 11 млрд рублей. Надеюсь с нашим вхождением в состав ОСК в октябре-ноябре этого года — удастся попасть под Федеральную целевую программу, где уже предусмотрены серьезные вещи в части развития газотурбинного производства, подготовки ремонта фрегатов и корветов, которые строятся на «Северной верфи», сопровождения жизненного цикла подводных лодок типа «Варшавянка», судов иностранной постройки, которых еще у нас много на ВМФ.
 
Каков сейчас статус КМОЛЗа для Кронштадта?
 
В советское время, когда численность рабочих предприятия была порядка 8 тыс. человек, фактически, в каждой семье кто-то работал на заводе. Тогда КМОЛЗ имел действительно градообразующее значение, обладал большой социальной инфраструктурой со своими поликлиниками, санаториями, базами отдыха, стадионами. Сейчас его мощь и статус для города уже не такие существенные, но все равно это крупнейшее предприятие Кронштадта. По масштабу, наверное, с ним сравнится только мясокомбинат и порт Моби Дик. Остальные предприятия достаточно мелкие. А для сравнения - порядка 6000 кронштадтцев утром ездят на работу в Петербург, потому как здесь они работу найти не могут.
 
Каковы основные достижения завода за последние три года, уникальные заказы выполняли?
 
Мы за последние полтора года восстановили два уникальных производства: малярное и дизельное. Изготовили новые стенды для испытания дизельных двигателей. И на сегодняшний день единицы предприятий имеют подобный участок. В малярном цехе были установлены новые камеры для покраски металлоконструкций, что позволило увеличить габариты окрашиваемых изделий, регулировать режимы покраски и т.д.
 
А работа с подводными лодками сама по себе являются уникальной. Многие запасные части для оборудования, в силу его старости, уже не выпускаются, и тут, что называется, значение инженерной мысли очень важно.
 
Также показателен наш последний заказ, с точки зрения сроков выполнения — ремонт учебного корабля «Смольный». За 2 недели, работая круглосуточно, в несколько смен, мы провели серьезный объем работ. В итоге корабль вовремя вышел для выполнения боевой задачи.
 
Уникально и газотурбинное производство. Во всей стране сейчас только два предприятия могут осуществлять ремонт газотурбинных двигателей — тюменский «Газтурбосервис» и КМОЛЗ.
 
А какой процент гражданской продукции от общего объема?
 
В основном, и это традиционно, мы занимаемся военными заказами. В гражданском направлении у нас сейчас работает газотурбинное производство — выполняем заказы для нужд Газпрома, в процентном выражении - это 20%-25% от общего объема.
 
Гражданских же заказчиков в области судоремонта сейчас не так много. Прежде всего нашим постоянным заказчиком является Росморпорт, ледоколы к нам на ремонт приходят регулярно. Кроме того, КМОЛЗ участвует в конкурсе на ремонт плавучего крана «Демаг» для «Балтийского завода». В общем, мы планируем двигаться в сторону увеличения нашей гражданской составляющей.
 
Перспективы у завода в этом направлении очень хорошие, играет свою роль и очень удачное расположение. Тем более, в скором времени ожидается открытие порта Бронка, где планируется 1200 судозаходов в год, рынок гражданского судоремонта должен вырасти, а это и трудовые места для кронштадцев, и налоговые отчисления. Возможно тогда значение завода для города снова станет градообразующим.
 
Беседовал Владислав Букин 
Сообщить о проблеме

Другие новости компании «Кронштадский морской завод, АО»

Актуально