Экономика

Французские "Мистрали" для России.

Контракт на поставку для ВМФ России двух французских кораблей типа «Мистраль» по многим параметрам уникален, как и сами боевые суда по своим возможностям. Они способны решать следующие задачи:
- Перебрасывать в любую точку мирового океана группировку войск численностью от одного до двух полков ВДВ;
- Обеспечивать скоростную высадку этих войск на расстояние до 500 километров (!) от берегов посредством транспортных и универсальных вертолетов;
- Служить в качестве командного пункта, либо штабного корабля, либо плавучего госпиталя, либо судна обеспечения – или совмещать все означенные функции, в зависимости от боевой, учебной или иной специфики.
 
Водоизмещение «Мистралей» составляет до 32.3 тыс. тон, дальность плавания – до 20.000 км, экипаж – 160 человек и от 450 до 900 бойцов десанта. На борт можно принять от 32 (легких) до 16 (тяжелых) вертолетов и потребное количество бронетехники и экипировки для десантников. Имеются зенитные ракетно-пушечные комплексы и крылатые ракеты с боевым радиусом до 300 км, артиллерия, электроника и системы навигации. Уже известны названия двух мореходных «новобранцев» для ВМФ РФ – «Владивосток» и «Севастополь», по названию крупнейших военно-морских баз и городов воинской славы нашей страны.
 
Соглашение о постройке на французских верфях кораблей для российского ВМФ был заключен в 2010 году. На тот момент прошло всего через два года после войны 08.08.2008 и последующей международной изоляции России за грузинскую агрессивную авантюру. Понять санкционную логику западных стран невозможно, пора бы к ней просто привыкнуть. Тем более что именно на проекте «Мистрали для ВМФ РФ» наглядно видно – насколько взаимозависимым и сложным стал наш мир. Насколько устарело затхлое понятие «санкций». И насколько оторванными от реальности становятся попытки применить пропахшие нафталином схемы времен холодной войны в постиндустриальную эпоху глобализации.
 
Прежде всего, универсальные десантные корабли не являются французскими – ни де-юре, ни де-факто. Они представляют собой совместный, глубоко взаимно интегрированный франко-российский проект военно-морского кораблестроения.
 
В рамках которого носовые части обоих «мистралей» строились на балтийских верфях и уже в готовом виде транспортировались в Сен-Назер.
В рамках которого России переданы все технологии, имеющиеся у «Мистралей». В том числе система командного управления флотом натовского стандарта SIC-21 и боевая система управления кораблем Zenith-9 – настоящее ноу-хау современных компьютерных технологий. SIC-21 и Zenith-9 уже подробнейшим образом изучены отечественными специалистами, вне зависимости от дальнейшей судьбы самого контракта.
В рамках которого в стандартный проект были внесены серьезнейшие изменения – в частности, «Владивосток» и «Севастополь» будут обладать стойкостью к морозам и льдам, будут способны к трансатлантическим переходам по Северному морскому пути. Они адаптированы к установке российского оружия и техники – к перспективным крылатым ракетам «Калибр», к автоматическим корабельным пушкам АК-630, к вертолетам Ка-27, Ка-29 и Ка-52К. Глубокая модернизация заказа и привела к значительному повышению стоимости вертолетоносцев, что часто ставится в вину российской власти - мол, нет бы на собственных верфях построить эти транспортники, зачем алчным буржуям переплачивать и вообще у них технику приобретать.
 
На российских верфях строится масса новых кораблей для ВМФ, программа перевооружения военного флота начинается от малых ракетных катеров и заканчивается стратегическими подводными ракетоносцами. Что плохого в размещении частичного заказа на постройку двух «мистралей» во Франции и сооружение еще двух судов полностью у нас? Что плохого в овладении передовыми системами компьютерного управления и передачи информации натовского стандарта? Что плохого в оплате 1.7 млрд. $ за два корабля при ежегодных продажах российской военной техники на десятки млрд. у.е. в год? Что плохого в появлении нового класса военных кораблей, с самым широким спектром применения? Тем более, что РФ покупает вовсе не кота в мешке - все боевые системы приобретаемых кораблей тщательно изучены российскими специалистами. Только представьте поисково-спасательные возможности этих мореходных универсалов, например.
 
Контракт на постройку, обучение экипажа и поставку «мистралей» в России стал любимой и дежурной темой в разрезе антироссийских санкций на крымскообеспокоенном и украиноозабоченном Западе. Как так, боевые корабли поставлять агрессору. Что такое, оснащать оккупанта. Запретить, разорвать, прекратить, нахмурить брови и топнуть ножкой. Тащить и не пущать.
 
На эмоционально-декларативном фронте борьбы с «мистралями» всю весну 2014 года проходило НАТО-наступление.
Генеральный секретарь альянса А. Ф. Расмуссен (по обыкновению не приходя в сознание) высказал уверенность, что «…Франция примет верное решение…по дальнейшей судьбе этих кораблей, с учетом очевидных опасений и угроз…».
 
Миротворческий нобелевский лауреат с резиденцией в Белом Доме подчеркнул свое нарастающее беспокойство «…продолжением оборонного сотрудничества Франции с Россией…особенно в сфере современного военного кораблестроения…».
 
Лидеры прибалтийских стран наперебой кричат о нависшей над ними российской угрозе, чему океанские десантные корабли только способствуют. Как они себе это представляют - что РФ внезапно решит напасть на ту же Эстонию после морского перехода в 10.000 миль, обогнув агрессивной эскадрой острова Зеленого Мыса и разместив контингент вторжения на острове Пасхи? Дабы НАТО-аналитики и разведчики опять опростоволосились, недооценив угроз и проморгав направление ударов?
 
Политики Франции всю весну 2014 года демонстрировали изворотливую гибкость в публичных высказываниях по «мистральной» теме. С одной стороны, Париж за санкции и атлантическое единство. Но с другой стороны, контрактные обязательства следует исполнять. Хотя если нам помогут финансово, то можно посмотреть.…Однако следует взвесить все потери и последствия…Не стоит недооценивать репутационные издержки…Окончательное решение еще не принято…Когда мы едины, то непобедимы, но бюджеты разве обратимы? Но экономический базис в очередной раз доказал свое первенство над идеологическими надстройками и пропагандистскими постройками.
 
Вся (еще раз стоит подчеркнуть – вся!) судостроительная отрасль во Франции выполняет ежегодных заказов на 3.4 млрд. $. Из них два миллиарда приходятся на судостроение в военной сфере. Разрыв контракта номинальной стоимостью 1.7 млрд. $ с последующей выплатой штрафных санкций в кратном размере форменным образом убьет французское кораблестроение. С гарантией шестикратного торпедного залпа по единственной утлой барже. Будут потеряны 2.500 тысячи рабочих мест, что для 70-тысячного Сен-Назера станет гуманитарной катастрофой. Организованность французских профсоюзов такова, что локальным возмущением процесс не ограничится и накроет шквалом всю промышленную Францию. Накроет настоящим, классическим мистралем. Утрата французами реноме надежного партнера и вовсе не подлежит точной финансовой оценке – недополученную прибыль и незаключенные контракты подсчитать затруднительно. Как и вернуться на конкурентный рынок оборонных заказов.
 
А потому «Севастополь» и «Владивосток» будут построены. Это официально подтверждено официальным Парижем, как и полное соблюдение графика их возведения. 400 российских моряков уже приступили к обучению и освоению корабельных возможностей «Владивостока», прямо в Сен-Назере. Корабли войдут в состав ВМФ РФ, первый – уже в этом году. А их два пока что безымянных собрата спустят со стапелей уже российских верфей. Реальность оказалась такова, что только Россия готова заказывать и оплачивать универсальные вертолетоносцы. Все разговоры о покупке этих кораблей отдельными странами НАТО или всем блоком целиком остались пустопорожней болтовней. Как и все мантры об антироссийских санкциях.
 
Мистраль в первичном значении слова – это крепкий и холодный северный ветер. Ветер способен поднимать бури, и он же наполняет паруса. Чем могущественнее флот – тем меньше вероятность иноземных бурь над российскими берегами в частности и территориями вообще.
 
Даша Гасанова
Источник: grtribune.ru
Сообщить о проблеме

Другие новости компании «Правительство Российской Федерации»