События

Субботнее мнение. Оптимистическая трагедия с морским уклоном

Субботнее мнение. Оптимистическая трагедия с морским уклоном
Знаете, в последнее время стал театралом поневоле. Ну, Вы знаете, как это бывает: близкий человек чем-то увлекается, а потом незаметно и постепенно начинает приобщать и тебя. Вот и у меня случилось то же самое — раньше из "театров", как правило, был один футбол, ну а теперь сцена стала и вовсе стабильным атрибутом жизни: за 2018 год посетил около 30 спектаклей…
 
Вот и 2019 год продолжился в том же ключе. И ключ этот на сей раз был с морским уклоном. Заглянул я в Александринский театр на революционный концерт "Оптимистическая трагедия. Прощальный бал".

В советские годы данная пьеса Всеволода Вишневского о событиях 1918 года являлась поистине культовой, едва ли не обязательной к просмотру. Она считается одной из важнейших постановок о революции, написанная, к слову, участником флотских событий.
 

Использование образа мертвых кронштадтских моряков в контексте среза советского общества со всеми его особенностями получилось несколько гротескным, но в этой гротескности мне увиделась некая краеугольность. Да и сам текст пьесы получился мятежным, неоднозначным, риторическим, который словно спрашивал у зрителя: а как считаете Вы?.. 
 
Плюс, когда наблюдаешь со стороны за тем, как моряк, подобно вопиющему в пустыне, кричит в тишине о том, что неисправим человек в своих стремлениях обладать чем-либо, неважно, кошелек это, или что-то большее (лейтмотивом как раз стала кража одним из моряков кошелька у старушки, которая впоследствии оказалась его матерью), когда любая неугодная мысль становится смертельной в буквальном смысле этого слова (см. Красный террор), когда за внешним обликом милой девушки может скрываться хладнокровный комиссар... Невольно начинаешь задумываться о том, как быстро может обесцениваться человеческая жизнь в условиях войны, как быстро стирается позолота доброты и человечности. И нет ли в этом систематически повторяющемся насилии некоей генетической памяти?..
 

 
Масла в огонь подлила и новая версия, где присутствовали  специальные вставки (от публицистики до дворовых песен), что органично накладывалось на происходящие на сцене распри между героями. 
 
И, безусловно, очень эффектно выглядела сцена Прощального матросского бала! Отдельно хотелось бы отметить музыкальные способности артистов. Играя на самых разных музыкальных инструментах, они не только создавали настроение и "качали" публику, но и заставляли восхититься собственным универсализмом.
 

P. S. После всего этого вспомнилось интро в виде представленных на сцене мемов XX века в визуальных образах: крейсер "Аврора", обнаженные дамы в манере модерна, крокодил Гена, Белка и Стрелка в космосе, строчки Маяковского и Берлинская стена. У Вас разрыв шаблона? Да, у меня тоже был...

Текст: Денис Чернорицкий
 
Фото: В. Постнов l Александринский театр
 
В спектакле звучат фрагменты текстов: А. Блока, С. Виткевича, А. Вознесенского, Ф. Достоевского, А. Макаревича, В. Маяковского, П. Юшкова
 
В спектакле звучат фрагменты песен и композиций: А. Вертинского, Децла, А. Лушина, 
М. Магомаева, Б. Окуджавы, В. Соловьева-Седого, С. Уандера, группы "Ленинград", 5’nizza, Led Zeppelin, Pink Floyd, Queen и др.
Сообщить о проблеме

Другие новости компании «Судостроение.инфо (Sudostroenie.info)»