Статьи

Бой у мыса Матапан – разгром итальянского ВМФ

Бой у мыса Матапан – разгром итальянского ВМФ
Морской бой у мыса Матапан мало известен в России, хотя на Западе известен очень хорошо и является одним из наиболее известных морских сражений Второй Мировой войны.

Бой произошел до нападения Германии на СССР, когда Британия воевала с Третьим Рейхом и половиной Европы в одиночестве. Сражение имело место в Средиземном море между британским и итальянским ВМФ, и после него итальянский ВМФ фактически не принимал активного участия в боевых действиях, несмотря на свое качественное техническое и количественное превосходство на этом театре боевых действий.
 
Ухудшившаяся военная обстановка в Африке и Греции в начале 1941 г. выявила необходимость определенных военных мер со стороны итальянского ВМФ Regia Marina, если он хотел сохранить за собой театр военных действий. Немцы все более настаивали, что для восстановления статуса кво в районе Средиземноморья должна быть предпринята серьезная военно-морская операция.  По их настоятельному требованию и в соответствии с общей обстановкой, командование итальянских ВМС Supermarina (Штаб-квартира итальянских ВМС) решило, что должна быть сделана попытка улучшить военную обстановку на военно-морском театре в Средиземном море. Так родилась идея операции итальянского ВМФ, получившая кодовое обозначение "Gaudo".
 
Supermarina только что ввела в строй новый линкор Vittorio Veneto класса Littorio, оснащенный 15–дюймовыми орудиями и имеющий водоизмещение 45 тыс. т, а также 6 тяжелых крейсеров водоизмещением по 10 тыс. т и два лучших в своем классе легких крейсера. Все эти корабли можно было привлечь для участия в операции. Итальянцы были также воодушевлены сообщениями германских ВВС о том, что два или три британских линкора получили серьезные повреждения и выведены из строя. Возможно, командование итальянских ВМС не решилось бы на эту операцию, если бы знало, что эти линкоры стоят неповрежденными в порту Александрии, готовые к выходу в море. Более того, британская эскадра возглавлялась в это время адмиралом наиболее компетентным и агрессивным в британском флоте.
 
Однако, основываясь на имеющейся у него информации, адмирал Иакино принял решение о проведении операции с целью нарушения британского судоходства между Египтом и Грецией. Вечером 26 марта итальянские корабли вышли в море. 27 марта в 12:20 крейсер Trieste сообщил, что он был обнаружен британским разведывательным самолетом Sunderland, тем не менее, итальянское командование приняло решения продолжать операцию в соответствии с разработанным планом. Получив сообщение об обнаружении итальянских кораблей, 27 марта из Александрии вышел британский флот. К рассвету 28 марта флоты обоих противников прибыли в район южнее Гавдоса.
 
Рис.1. Ночной бой у мыса Матапан. Художник Чарльз Дэвид Кобб (1921–2014). Источник
 
Итак, утром 28  марта 1941 г. адмирал Иакино запустил в 6:00 с палубы линкора Vittorio Veneto разведывательный самолет для рекогносцировки. Сообщение от летчика пришло сразу же. Всего в 50 милях впереди итальянского крейсера, идущего во главе ордера была британская эскадра адм. Придхэм-Уиппела. Британские крейсера направлялись в эту зону боевых действий, ожидая соединения с остальным британским флотом.
 
Объединенный итальянский флот увеличил скорость хода с 23 до 30 узлов, чтобы вступить в бой  с численно уступающим ему противником. В 07:45 наблюдатель на британском крейсере «Orion» заметил дымы итальянских крейсеров. Придхэм-Уиппел приказал отступать под прикрытие идущих вдали линкоров. В 08:12, ближайший итальянский крейсер «Trieste», открыл огонь из своих 8-дюймовых орудий по идущему с малой скоростью британскому крейсеру «Gloucester», который замыкал британский ордер. Крейсер «Gloucester» открыл ответный огонь из своих шестидюймовок, но снаряды упали с недолетом. 
 
Рис.2. Бой у мыса Матапан. На этом фото, сделанном с палубы крейсера Gloucester, видно как другие корабли британской эскадры ведут огонь по итальянскому линкору Vittorio Veneto. Источник
 
На борту линкора Vittorio Veneto адм. Иакино был встревожен быстрым отходом британской эскадры. Робость британцев смутила его. Он почувствовал ловушку и приказал крейсерам отойти. А, тем временем, основной британский флот под командой адм. Каннингхэма был в радиусе 70 миль. Британский адмирал был обеспокоен тем, что его флот не мог поддерживать одинаковую скорость. Линкор постройки времен Первой Мировой войны Barham едва мог поддерживать такую скорость. Флагман эскадры, линкор Warspite, пытался исправить выявившиеся  механические неполадки и тоже отставал. Австралийский крейсер Vendetta, еще один ветеран Первой Мировой войны, шел так медленно, что получил приказ идти обратно в Александрию. 
 
Узнав об атаке итальянцев на крейсера Придхэм-Уипелла, адм. Каннингхэм приказал новейшему и наиболее скоростному линкору развить полный ход и использовать эсминцы прикрытия в качестве эскорта. Авианосцу Formidable было приказано поднять в воздух свои бипланы Fairey Albacore для торпедной атаки на итальянский флот, но все самолеты смогли подняться в воздух не ранее 10:00. 

Адм. Иакино, по–прежнему, не мог определить истинные силы британского флота. Его собственная воздушная разведка оказалась в неадекватной ситуации, а обещанная поддержка итальянской и немецкой авиации не была реализована. Когда он получил новости с итальянского аэродрома на о-ве Родос о двух британских линкорах, авианосном крейсере, крейсерах и эсминцах, направляющихся к нему, он игнорировал это сообщение, думая, что наблюдатель заметил не англичан, а его собственную возвращающуюся к основным силам эскадру крейсеров. Он знал только, что Придхэм-Уиппел повернул к западу, пытаясь вывести из боя свои крейсера. С этой обрывочной информацией Адм. Иакино решил атаковать британские крейсера еще раз. 
 
К 11:00 на крейсере Orion снова прогремел сигнал боевой тревоги, когда дым из труб линкора Vittorio Veneto был замечен всего в 16 милях от британской эскадры. Второй раз Придхэм-Уиппел приказал отходить, когда 15–дюймовые снаряды с линкора начали падать вокруг его кораблей. Итальянцам удалось сократить дистанцию, и два британских крейсера были легко повреждены близкими разрывами. 
 
Рис.3. Карта боя у мыса Матапан. Превосходная морская тактика британского флота и умелое использование радаров привели к трагическому поражению итальянского ВМФ в бою у мыса Матапан. Источник
 
Атака итальянцев была сорвана прибытием первой волны торпедоносцев Albacore, поскольку линкор Vittorio Veneto был вынужден предпринять противоторпедный маневр, и это позволило эскадре британских крейсеров ускользнуть.
  
Не обнаружив никаких конвоев с израсходованными запасами топлива, и без воздушного прикрытия, адм. Иакино решил отступать. Атака торпедоносцев встревожила его, показав, что в составе британской эскадры есть, по крайней мере, один авианосец. Всем итальянским кораблям был отдан приказ повернуть на северо-запад и идти домой. Однако сам Иакино не чувствовал необходимости уходить на повышенной скорости и шел экономичным ходом, сберегая драгоценное топливо. Итальянский адмирал был осторожен, опасаясь атаки британского флота. Однако он не допускал  мысли, что британцы будут настолько агрессивны в своем стремлении его уничтожить. 
 
На самом деле британский флот только начал свою атаку. Авианосец Formidable подготовил запуск второй волны торпедоносцев, даже несмотря на то, что был атакован итальянскими самолетами  - торпедоносцами. Когда воздушная атака итальянцев закончилась, все самолеты были подняты в воздух.

В 15:00 три торпедоносца Albacore обнаружили итальянский линкор и сблизились с ним. В этот момент итальянцы были заняты отражением атаки бомбардировщиков Blenheim, которые присоединились к преследованию итальянского ВМФ.  
 
Пока итальянские комендоры сосредоточили все внимание на атаке высоко идущих бомбардировщиков Blenheim, торпедоносцы Albacore подлетели на малой высоте со стороны солнца, что было полной неожиданностью для капитана линкора Vittorio Venet». С дистанции 900 метров один из торпедоносцев сумел сбросить торпеду прежде чем был сбит. Это британский торпедоносец был единственной потерей британцев в данном бою. 
 
Рис.4. Торпедоносец  Fairey Albacore оторачивает, выпустив торпеду по итальянскому тяжелому крейсеру Pola. Источник
 
Линкор Vittorio Veneto был поражен в корму под ватерлинией, принял воду, снизил скорость хода и получил дифферент на корму. Его экипаж прилагал большие усилия, чтобы корабль снова дал полный ход, но линкор смог идти только малым ходом. Теперь адм. Иакино стремился лишь безопасно достичь итальянского порта. Хотя он по-прежнему не имел об этом представления, флот адм. Канингэма был всего в 65 милях от него и быстро приближался. 
 
В 17:00 Иакино был встревожен сообщением о сближении двух групп британских крейсеров с его побитым линкором. По-прежнему невидимые три английские линкора были прямо позади него. 
 
Около 19:00 состоялась третья и последняя воздушная атака. Шесть торпедоносцев Albacore и четыре торпедоносца Fairey Swordfish с авианосца Formidable приблизились к итальянскому флоту, который образовал защитный ордер вокруг поврежденного линкора Vittorio Veneto. Основной британский флот приблизился на дистанцию 50 миль и подготовился к ночной атаке. Идя на скорости в 30 узлов, идущие впереди эсминцы рассредоточились в семимильной зоне, создав головной дозор, занятый поисками врага.  
 
В 19:30 устаревшие бипланы совершили третий налет за день. Их встретила завеса зенитного огня с итальянских кораблей, хаотичное переплетение трасс зенитных пулеметов и разрывы снарядов и  лучи прожекторов. Всего одно попадание было отмечено в ходе этой атаки, но именно оно оказалось критическим для исхода боя. Тяжелый крейсер Pola был поражен торпедой и замер, потеряв ход. Три отсека были затоплены, включая МО. Вся электроэнергия была потеряна. Остальные итальянские корабли, не зная о случившемся, развили дополнительную скорость, уходя на запад в темноту ночи. 
 
А тем временем адм. Каннигем имел свои основания для беспокойства. Если он проведет ночную атаку на уходящий на скорости итальянский флот, утро застанет его корабли в зоне действия итальянской и германской береговой авиации. Подчиненные предупреждали его об опасности такого преследования, но он проигнорировал их советы о необходимой  осторожности и начал атаку. Линкор Valiant замедлил свой ход, чтобы дать себя догнать флагманскому линкору.  
 
Несколько ночных боев показали британцам все преимущества использования радара ночью. Они в полной секретности разработали бортовые радары 1930-е годы, и использование их дало хороший эффект. В начале 1930-х годов великий итальянский изобретатель Гульельмо Маркони (Guglielmo Marconi), создавший радио, активно работал над проблемой коротковолновой  радиолокации, но после его смерти в 1937 г. результатами его поисков не воспользовались. Итальянцы не имели представления, что британский флот оснащен таким устройством. 
 
В темноте легкий крейсер Orion обнаружил беспомощный итальянский крейсер Pola на своем радаре. В это же время адм. Иакино обнаружил отсутствие крейсера Pola. По-прежнему не допуская присутствия поблизости мощного британского соединения, он отправил другие крейсера из эскадры Zara и Fiume, вместе с их четырьмя эсминцами, чтобы отбуксировать подбитый крейсер в безопасное место. 
 
Рис.5. Итальянский тяжелый крейсер класса Zara на Средиземном море. Три корабля этого класса - "Zara", "Pola" и "Fiume", каждый вооруженный 203 мм орудиями главного калибра, погибли в бою у мыса Матапан. Источник
 
Итальянские корабли шли со скоростью 16 узлов, экономя топливо. Их капитаны считали, что удастся закончить спасательную операцию до восхода солнца, что позволит избежать какой-либо опасности.
 
Во главе британских линейных кораблей в этот момент шел линкор "Warspite". Адмирал Каннингхэм приказал сменить курс своей эскадры, чтобы перехватить цели, замеченные на радаре. Итальянские корабли совершенно не подозревали о наличии поблизости противника. Ни британский, ни итальянский флоты не предпочитали вступать в бой ночью, однако британцы с 1930-х гг. проводили ночные учения с применением радара, что давало им значительное преимущество.
 
Около 22:30 наблюдатели на британских кораблях заметили итальянские крейсера, шедшие в строю кильватера. Адмирал Каннингхэм приказал своим линейным кораблям лечь на параллельный курс. Их двенадцатидюймовые орудия были наведены на цели, находившиеся на расстоянии всего 3,5 км.
 
По сигналу эсминец "Greyhound" осветил "Fiume" прожектором. Три британских линейных корабля открыли огонь из орудий главного калибра, и в течение пяти минут "Fiume", "Zara" и эсминец "Alfieri" превратились в пылающие остовы. Остальные итальянские эсминцы попытались провести торпедную атаку, а затем растворились в ночи.
 
Британские линкоры повернули на 90°, чтобы избежать залпа торпед, а эсминцам Каннингхэм приказал преследовать уходящие итальянские корабли. Бой превратился в череду беспорядочных перестрелок между сражающимися эсминцами, и в это время был потоплен еще один итальянский корабль - эсминец Carducci. Два уцелевших итальянских эсминца на полном ходу отошли на северо-запад.
 
Эсминец Havock выпустил осветительный снаряд в район, где, предположительно, находился поврежденный крейсер Zara, но вместо него был освещен стоящий без хода Pola. Крейсер был ошибочно принят за линкор Vittorio Veneto, и Havock, дважды выстрелив в мостик замеченного корабля, передал, что он обнаружил итальянский линкор "стоящий без хода, но неповрежденный".

На крейсер Pola была послана призовая команда, и британцы обнаружили на борту около 200 итальянских моряков, оставшихся на корабле. Британское командование рассматривало возможность буксировки захваченного корабля в Египет, но отказалось от этой идеи. Экипаж крейсера был снят, а беспомощный корабль затоплен.
 
 
Рис.6.  Художник Фрэнк Нортон (Frank Norton) изобразил эпизод ночного боя у мыса Матапан. На переднем плане изображен британский эсминец Stuart, британский эсминец Havock слева, а два итальянских крейсера класса Zara - на заднем плане. Во время боя использование радара давало британским кораблям значительное преимущество. Источник
 
Крейсера Придхэм-Уиппела, преследовавшие итальянский линкор, сообщили о замеченных в том районе осветительных ракетах (их запускали с крейсера Pola). Адмирал Каннингхэм посчитал, что это новая эскадра итальянских кораблей подходит к месту боя и приказал, для того, чтобы избежать беспорядка в темноте, всем кораблям не участвующим в бою повернуть одновременно на север, что позволило итальянскому флоту ускользнуть.
 
Ведущие поиск британские эсминцы обнаружили поврежденный крейсер Zara и потопили его. Эсминцы начали спасать оказавшихся в воде итальянских моряков, но последних оказалось больше чем могли принять эсминцы. На борт было поднято около 900 итальянцев, а к 08:00 следующего утра спасательная операция была прекращена из-за появления немецких пикирующих бомбардировщиков. Британцы сообщили по радио итальянскому командованию координаты находящихся в воде моряков, и вечером было спасено еще 300 человек.
 
Понеся потери, итальянская эскадра, включая поврежденный Vittorio Veneto и его эскорт, вернулись обратно на базу. Британский флот также отошел, чтобы не подвергнуться воздушным налетам. Бой у мыса Матапан стал последней наступательной операцией итальянского флота во Второй Мировой войне. В дальнейшем атаки на корабли союзников велись силами эсминцев и подводных лодок, изредка атаки проводили одиночные крейсера.
 
Эта решительная победа не смогла, тем не менее,  кардинально изменить сложившуюся ситуацию. В следующие два месяца британский флот понес на Средиземном море значительные потери от атак немецких бомбардировщиков и подводных лодок. Многие корабли, принявшие участие в бою у мыса Матапан, погибли впоследствии при эвакуации гарнизона Крита.
 
Бой у мыса Матапан был решительной победой британского флота и отдал под его контроль восточную часть Средиземного моря. Королевский ВМФ господствовал в этом районе вплоть до падения Крита в июне. В бою британская сторона потеряла трех летчиков (экипаж одного торпедоносца), а итальянцы - три тяжелых крейсера, два эсминца и более 2400 моряков погибшими.  Итальянский линкор Vittorio Veneto получил тяжелые повреждения. Поражение в бою у мыса Матапан привело к тому, что в дальнейшем значительные силы итальянского флота не покидали базы, и крупная итальянская эскадра вышли в море только для того, чтобы сдаться союзникам в 1943 г. 
 
Автор: Олег Губарев
 
Источники
 
1.Battle of Cape Matapan: World War II Italian Naval Massacre
2. Glenn Barnett. Mussolini’s Navy Foiled: The Battle of Cape Matapan
Сообщить о проблеме

Другие новости компании «Судостроение.инфо (Sudostroenie.info)»