Статьи
Системы автоматизированного проектирования (САПР)
Такие системы обеспечивают поверхностное и твердотельное моделирование в трехмерном пространстве, а также выпуск документации на проектируемые модели. САПР применяются в машиностроении, архитектуре, геодезии и многих других сферах. САПР позволяют инженерам-конструкторам, работающим в различных областях промышленного проектирования (электроники, механики, архитектуры), значительно повысить производительность труда, оптимизировать процесс документооборота и контроля создаваемой документации на изделия.
Электронно-цифровые модели для производства (3D-печать)
Это процесс воссоздания реального объекта по образцу 3D-модели. Цифровая 3D-модель сохраняется в формате файла STL (такой формат используется для хранения трёхмерных моделей объектов) и передается на печать 3D-принтеру. Затем 3D-принтер, накладывая слой за слоем акрил, пластик или другие материалы, формирует реальный объект. 3D-принтер позволяет создавать прототипы в кратчайшие сроки. Благодаря гибкости технологии 3D-печати, для внесения изменений в конструкцию будущего предмета, достаточно отредактировать его виртуальную модель в 3D-редакторе. Естественно, это значительное снижение как финансовых, так и временных затрат.
Интерактивные электронные технические руководства (ИЭТР)
Представляют собой структурированный комплекс взаимосвязанных технических данных, необходимых на этапах эксплуатации и ремонта изделия. Разработка ИЭТР одно из направлений деятельности компании «Си Проект». Использование ИЭТР позволяет предоставить в интерактивном режиме справочную и описательную информацию об эксплуатационных и ремонтных процедурах, относящихся к конкретному изделию, непосредственно во время проведения этих процедур. ИЭТР включает в себя базу данных и электронную систему отображения, предназначенную для визуализации информации и обеспечения интерактивного взаимодействия с пользователем. Информация в ИЭТР может быть представлена в виде текста, графических схем, чертежей, 3D-моделей, видеороликов. Такое представление данных позволяет быстро подготовить персонал к работе с изделием, схемами его эксплуатации и планами обслуживания. Для пользователей такая подача материала достаточно наглядна, удобна и общедоступна. Например, если пользователю требуется начать освоение еще неизготовленного изделия, то целесообразно вставить в ИЭТР анимационную трехмерную модель, обеспечивающую виртуальное изучение этого изделия.
Информационно-справочные системы
Одним из значимых направлений применения трехмерных моделей является использование их в различных информационно-справочных системах, которые обеспечивают быстрое освоение обслуживающим персоналом сложных технических и промышленных объектов (агрегатов, узлов). К таким системам относится разработанная ЗАО «Си Проект» система информационной поддержки эксплуатации (СИПЭ).
СИПЭ позволяет добиться снижения эксплуатационных затрат за счет правильного планирования обслуживания техники, оптимизации материально-технического обеспечения и повышения профессионализма обслуживающего персонала. ЗАО «Си Проект» уже 13 лет успешно занимается разработкой программных комплексов и систем информационной поддержки, основанных на применении 3D-моделей эксплуатируемого оборудования и технических средств. 3D-модель в сочетании со специальным программным обеспечением, контролирующим проведение технического обслуживания и ремонта, способна предоставить всю необходимую информацию для выполнения технологических процессов эксплуатации с возможностью предварительной раскладки инструментов, проверки наличия и конфигурации вспомогательного оборудования и приспособлений. Компания «Си Проект» имеет внушительный опыт успешно реализованных проектов по поставке СИПЭ для кораблей ВМФ.
Основные виды и особенности реализации трехмерного моделирования в информационных системах
Существует несколько способов моделирования, но самым популярным является «полигональное моделирование». Нередко можно увидеть в рекламах или роликах о 3D как тот или иной объект представляется в виде так называемой «сетки» (рис.1).
Рис.1 Представление 3D-модели в виде «сетки».
Это и есть пример полигонального моделирования. Суть его в том, что поверхности представляются в виде простых геометрических двумерных примитивов. Эти примитивы, из которых состоит модель, называют полигонами. Полигональная сетка — это совокупность вершин, рёбер и граней, которые определяют форму многогранного объекта в трехмерной графике (рис.2).
Рис.2 Части многогранных объектов
Чем больше полигонов, тем более детализированная получается модель и тем более она походит на оригинал. Но у большого количества полигонов есть обратная негативная сторона: снижение производительности обработки информации вычислительными средствами. Чем больше полигонов, тем больше точек, по которым они строятся, тем больше данных приходится обрабатывать процессору. Поэтому 3D-графика — это всегда компромисс между детализацией модели и производительностью. В связи с этим возникли термины: «hight poly» и «low poly», соответственно «высоко полигональная модель» и «низко полигональная модель». В игровых и графических движках (программных комплексах управления в компьютерных играх – прим. автора) применяются низко полигональные модели, так как в них выполняется визуализация в реальном времени. Кстати, модели в этих движках представлены треугольниками для повышения производительности: графические процессоры на аппаратном уровне могут быстро обрабатывать миллионы треугольников за секунду.
Как правило, полигональное моделирование относится к пустотелому моделированию, где объект имеет только внешний объем, но внутри пустой. Это означает, что если мы смоделируем куб, а потом удалим одну из стенок, то увидим внутри пустоту. Также имеются программы для «твердотельного моделирования», где тот же самый куб представлен в виде монолитного объекта.
В таких программах как системы автоматизированного проектирования (САПР) применяются математические модели отличные от тех, что используются в полигональном моделировании. Алгоритмы твердотельного моделирования лучше подходят для моделирования механизмов при разработке техники. Получаемые модели можно сразу отправить на подходящий станок для получения изделия в металле, пластике или другом материале.
При разработке моделей для СИПЭ используется полигональное моделирование. Существует 2 способа получения 3D-модели.
В первом случае модель разрабатывается с нуля в соответствии с рабоче-конструкторской документацией (РКД). Этот метод наиболее трудоемкий, т.к. помимо самого моделирования необходимо следить за коллизией между трубопроводами, деталями трубопровода, оборудованием, корпусными конструкциями и прочим. Но на данном этапе мы получаем полный контроль над количеством полигонов и легкостью корректировки «веса» модели, что, в свою очередь, в дальнейшем сказывается на быстродействии системы.
Во втором случае 3D-модель поступает в стороннем 3D-формате (sat, stp, dxf). Из явных плюсов можно отметить то, что каждый объект уже имеет свои координаты в пространстве XYZ, и фактически следить за пересечением объектов уже не надо. Но в тоже время при передаче модели из САПР в 3D max можно получить либо слишком тяжеловесную модель, либо очень сильно упрощенную (например, электронасос в виде куба).
И вот у нас есть готовая модель, например, катер (рис.3).
Рис.3 Представление объекта в виде трехмерной модели
На данном этапе у нас всего лишь математическая модель содержащая данные только о геометрической форме. Но у реального объекта кроме формы есть еще и цвет, плотность, отражающая/преломляющая способность, рельеф, прозрачность и т.д. Все эти параметры задаются в свойствах материала. Т.е. материал с точки зрения 3D-графики — это некая математическая модель, описывающая параметры поверхности. Придание модели нужного цвета и блеска достигается за счет наложения материалов. В материале можно также присвоить текстуру. В общем случае текстура — это двумерный рисунок, который накладывается на 3D-модель. Текстура может быть как процедурной — сгенерированной при помощи алгоритма, так и созданная в графическом редакторе, или фотографией реального объекта. С помощью текстуры задается рисунок и цвет модели. Также создаются так называемые «Baked Textures», что означает создание затемнений теней на текстуре. Суть сводится к тому, что на саму текстуру накладываются мягкие тени, от деталей модели. Это придает выразительность изображению и освобождает игровой движок от проделывания операций для создания аналогичного эффекта в режиме реального времени (рис.4).
Рис.4 Трехмерная модель с наложением материалов
Каким же образом получается интерактивная модель? После того как 3D-модельер создал низко полигональную модель и назначил материалы, ей назначается уникальный 3D-код. В дальнейшем по этому коду происходит связь с базой данных, и конечный пользователь сможет получить интересующую его информацию по тому или иному оборудованию или системе в целом. Затем низко полигональная модель и текстуры экспортируются в так называемый «графический движок», который позволяет, как правило, симулировать некоторый мир (пространство, процесс). Основной задачей графического движка является визуализация (рендеринг) трехмерной графики в режиме реального времени (на рисунках 5 и 6 показана 3D-модель в режиме реального времени). Такие 3D-движки бывают разные: как платные, так и бесплатные, кроссплатформенные, с открытым исходным кодом и т.п.
Рис.5 3D-модель в режиме реального времени
Рис.6 3D-модель в режиме реального времени
Таким образом, трехмерная модель объекта позволяет наглядно продемонстрировать расположение той или иной системы, агрегата или оборудования как на самом объекте, так и внутри помещения. Применение 3D-модели помогает быстро и своевременно получить нужную информацию, просто выделив интересующую часть модели в режиме реального времени. Такой подход, безусловно, эффективен в обучении обслуживающего персонала устройству изделия, правилам его эксплуатации и регламентного обслуживания.
Нет сомнений в том, что трехмерная модель становится важным и практически неотъемлемым инструментом любой системы управления, предназначенной для решения широкого спектра практических задач.
«Си Проект» - справка
Отечественная компания, специализирующаяся на создании и внедрении информационных систем в высокотехнологичных секторах военной и гражданской отраслей промышленности.
ЗАО «Си Проект» основано в 2003 г. Компания выполняет работы по созданию систем управления эксплуатации для различных видов техники как в интересах МО РФ, так и промышленных предприятий, энергетических компаний.
За период с 2003 г. по 2016 г. выполнено около 300 НИР и ОКР.
Основные направления деятельности:
-разработка и внедрение систем информационной поддержки эксплуатации, позволяющих минимизировать затраты и значительно снизить риски эксплуатации техники на протяжении всего жизненного цикла;
-создание и внедрение комплексов информационной поддержки выполнения производственными предприятиями технического (сервисного) обслуживания и ремонта;
-разработка регламентов сервисного обслуживания;
-разработка интерактивной эксплуатационной и ремонтной документации в виде интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР), дающей возможность повысить конкурентоспособность продукции обеспечить наглядность и удобство использования разрабатываемой документации для подготовки и обучения персонала;
-разработка электронных каталогов ЗИП.
Контактная информация:
www.seaproject.ru; info@seaproject.ru
+7 (812) 740-35-95
198095, Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 52
Иллюстрации: "Си Проект"
Сообщить о проблеме
"Си Проект": 3D-моделирование для систем информационной поддержки эксплуатации
Трехмерное моделирование как способ предоставления информации в последнее время пользуется большой популярностью, находя применение во многих областях производственной деятельности. Его ценность — в возможности отобразить в объеме не только уже существующие, но и проектируемые объекты.
На сегодняшний день существует несколько направлений применения трехмерного моделирования. О наиболее эффективных примерах использования трехмерной графики в гражданской и военной отраслях промышленности рассказывают специалисты компании «Си Проект» — ведущий инженер, к.т.н. Мыскин Р.А. и руководитель группы 3D-моделирования Севостьянов А.Е.
Системы автоматизированного проектирования (САПР)
Такие системы обеспечивают поверхностное и твердотельное моделирование в трехмерном пространстве, а также выпуск документации на проектируемые модели. САПР применяются в машиностроении, архитектуре, геодезии и многих других сферах. САПР позволяют инженерам-конструкторам, работающим в различных областях промышленного проектирования (электроники, механики, архитектуры), значительно повысить производительность труда, оптимизировать процесс документооборота и контроля создаваемой документации на изделия.
Электронно-цифровые модели для производства (3D-печать)
Это процесс воссоздания реального объекта по образцу 3D-модели. Цифровая 3D-модель сохраняется в формате файла STL (такой формат используется для хранения трёхмерных моделей объектов) и передается на печать 3D-принтеру. Затем 3D-принтер, накладывая слой за слоем акрил, пластик или другие материалы, формирует реальный объект. 3D-принтер позволяет создавать прототипы в кратчайшие сроки. Благодаря гибкости технологии 3D-печати, для внесения изменений в конструкцию будущего предмета, достаточно отредактировать его виртуальную модель в 3D-редакторе. Естественно, это значительное снижение как финансовых, так и временных затрат.
Интерактивные электронные технические руководства (ИЭТР)
Представляют собой структурированный комплекс взаимосвязанных технических данных, необходимых на этапах эксплуатации и ремонта изделия. Разработка ИЭТР одно из направлений деятельности компании «Си Проект». Использование ИЭТР позволяет предоставить в интерактивном режиме справочную и описательную информацию об эксплуатационных и ремонтных процедурах, относящихся к конкретному изделию, непосредственно во время проведения этих процедур. ИЭТР включает в себя базу данных и электронную систему отображения, предназначенную для визуализации информации и обеспечения интерактивного взаимодействия с пользователем. Информация в ИЭТР может быть представлена в виде текста, графических схем, чертежей, 3D-моделей, видеороликов. Такое представление данных позволяет быстро подготовить персонал к работе с изделием, схемами его эксплуатации и планами обслуживания. Для пользователей такая подача материала достаточно наглядна, удобна и общедоступна. Например, если пользователю требуется начать освоение еще неизготовленного изделия, то целесообразно вставить в ИЭТР анимационную трехмерную модель, обеспечивающую виртуальное изучение этого изделия.
Информационно-справочные системы
Одним из значимых направлений применения трехмерных моделей является использование их в различных информационно-справочных системах, которые обеспечивают быстрое освоение обслуживающим персоналом сложных технических и промышленных объектов (агрегатов, узлов). К таким системам относится разработанная ЗАО «Си Проект» система информационной поддержки эксплуатации (СИПЭ).
СИПЭ позволяет добиться снижения эксплуатационных затрат за счет правильного планирования обслуживания техники, оптимизации материально-технического обеспечения и повышения профессионализма обслуживающего персонала. ЗАО «Си Проект» уже 13 лет успешно занимается разработкой программных комплексов и систем информационной поддержки, основанных на применении 3D-моделей эксплуатируемого оборудования и технических средств. 3D-модель в сочетании со специальным программным обеспечением, контролирующим проведение технического обслуживания и ремонта, способна предоставить всю необходимую информацию для выполнения технологических процессов эксплуатации с возможностью предварительной раскладки инструментов, проверки наличия и конфигурации вспомогательного оборудования и приспособлений. Компания «Си Проект» имеет внушительный опыт успешно реализованных проектов по поставке СИПЭ для кораблей ВМФ.
Основные виды и особенности реализации трехмерного моделирования в информационных системах
Существует несколько способов моделирования, но самым популярным является «полигональное моделирование». Нередко можно увидеть в рекламах или роликах о 3D как тот или иной объект представляется в виде так называемой «сетки» (рис.1).
Рис.1 Представление 3D-модели в виде «сетки».
Это и есть пример полигонального моделирования. Суть его в том, что поверхности представляются в виде простых геометрических двумерных примитивов. Эти примитивы, из которых состоит модель, называют полигонами. Полигональная сетка — это совокупность вершин, рёбер и граней, которые определяют форму многогранного объекта в трехмерной графике (рис.2).
Рис.2 Части многогранных объектов
Чем больше полигонов, тем более детализированная получается модель и тем более она походит на оригинал. Но у большого количества полигонов есть обратная негативная сторона: снижение производительности обработки информации вычислительными средствами. Чем больше полигонов, тем больше точек, по которым они строятся, тем больше данных приходится обрабатывать процессору. Поэтому 3D-графика — это всегда компромисс между детализацией модели и производительностью. В связи с этим возникли термины: «hight poly» и «low poly», соответственно «высоко полигональная модель» и «низко полигональная модель». В игровых и графических движках (программных комплексах управления в компьютерных играх – прим. автора) применяются низко полигональные модели, так как в них выполняется визуализация в реальном времени. Кстати, модели в этих движках представлены треугольниками для повышения производительности: графические процессоры на аппаратном уровне могут быстро обрабатывать миллионы треугольников за секунду.
Как правило, полигональное моделирование относится к пустотелому моделированию, где объект имеет только внешний объем, но внутри пустой. Это означает, что если мы смоделируем куб, а потом удалим одну из стенок, то увидим внутри пустоту. Также имеются программы для «твердотельного моделирования», где тот же самый куб представлен в виде монолитного объекта.
В таких программах как системы автоматизированного проектирования (САПР) применяются математические модели отличные от тех, что используются в полигональном моделировании. Алгоритмы твердотельного моделирования лучше подходят для моделирования механизмов при разработке техники. Получаемые модели можно сразу отправить на подходящий станок для получения изделия в металле, пластике или другом материале.
При разработке моделей для СИПЭ используется полигональное моделирование. Существует 2 способа получения 3D-модели.
В первом случае модель разрабатывается с нуля в соответствии с рабоче-конструкторской документацией (РКД). Этот метод наиболее трудоемкий, т.к. помимо самого моделирования необходимо следить за коллизией между трубопроводами, деталями трубопровода, оборудованием, корпусными конструкциями и прочим. Но на данном этапе мы получаем полный контроль над количеством полигонов и легкостью корректировки «веса» модели, что, в свою очередь, в дальнейшем сказывается на быстродействии системы.
Во втором случае 3D-модель поступает в стороннем 3D-формате (sat, stp, dxf). Из явных плюсов можно отметить то, что каждый объект уже имеет свои координаты в пространстве XYZ, и фактически следить за пересечением объектов уже не надо. Но в тоже время при передаче модели из САПР в 3D max можно получить либо слишком тяжеловесную модель, либо очень сильно упрощенную (например, электронасос в виде куба).
И вот у нас есть готовая модель, например, катер (рис.3).
Рис.3 Представление объекта в виде трехмерной модели
На данном этапе у нас всего лишь математическая модель содержащая данные только о геометрической форме. Но у реального объекта кроме формы есть еще и цвет, плотность, отражающая/преломляющая способность, рельеф, прозрачность и т.д. Все эти параметры задаются в свойствах материала. Т.е. материал с точки зрения 3D-графики — это некая математическая модель, описывающая параметры поверхности. Придание модели нужного цвета и блеска достигается за счет наложения материалов. В материале можно также присвоить текстуру. В общем случае текстура — это двумерный рисунок, который накладывается на 3D-модель. Текстура может быть как процедурной — сгенерированной при помощи алгоритма, так и созданная в графическом редакторе, или фотографией реального объекта. С помощью текстуры задается рисунок и цвет модели. Также создаются так называемые «Baked Textures», что означает создание затемнений теней на текстуре. Суть сводится к тому, что на саму текстуру накладываются мягкие тени, от деталей модели. Это придает выразительность изображению и освобождает игровой движок от проделывания операций для создания аналогичного эффекта в режиме реального времени (рис.4).
Рис.4 Трехмерная модель с наложением материалов
Каким же образом получается интерактивная модель? После того как 3D-модельер создал низко полигональную модель и назначил материалы, ей назначается уникальный 3D-код. В дальнейшем по этому коду происходит связь с базой данных, и конечный пользователь сможет получить интересующую его информацию по тому или иному оборудованию или системе в целом. Затем низко полигональная модель и текстуры экспортируются в так называемый «графический движок», который позволяет, как правило, симулировать некоторый мир (пространство, процесс). Основной задачей графического движка является визуализация (рендеринг) трехмерной графики в режиме реального времени (на рисунках 5 и 6 показана 3D-модель в режиме реального времени). Такие 3D-движки бывают разные: как платные, так и бесплатные, кроссплатформенные, с открытым исходным кодом и т.п.
Рис.5 3D-модель в режиме реального времени
Рис.6 3D-модель в режиме реального времени
Таким образом, трехмерная модель объекта позволяет наглядно продемонстрировать расположение той или иной системы, агрегата или оборудования как на самом объекте, так и внутри помещения. Применение 3D-модели помогает быстро и своевременно получить нужную информацию, просто выделив интересующую часть модели в режиме реального времени. Такой подход, безусловно, эффективен в обучении обслуживающего персонала устройству изделия, правилам его эксплуатации и регламентного обслуживания.
Нет сомнений в том, что трехмерная модель становится важным и практически неотъемлемым инструментом любой системы управления, предназначенной для решения широкого спектра практических задач.
«Си Проект» - справка
Отечественная компания, специализирующаяся на создании и внедрении информационных систем в высокотехнологичных секторах военной и гражданской отраслей промышленности.
ЗАО «Си Проект» основано в 2003 г. Компания выполняет работы по созданию систем управления эксплуатации для различных видов техники как в интересах МО РФ, так и промышленных предприятий, энергетических компаний.
За период с 2003 г. по 2016 г. выполнено около 300 НИР и ОКР.
Основные направления деятельности:
-разработка и внедрение систем информационной поддержки эксплуатации, позволяющих минимизировать затраты и значительно снизить риски эксплуатации техники на протяжении всего жизненного цикла;
-создание и внедрение комплексов информационной поддержки выполнения производственными предприятиями технического (сервисного) обслуживания и ремонта;
-разработка регламентов сервисного обслуживания;
-разработка интерактивной эксплуатационной и ремонтной документации в виде интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР), дающей возможность повысить конкурентоспособность продукции обеспечить наглядность и удобство использования разрабатываемой документации для подготовки и обучения персонала;
-разработка электронных каталогов ЗИП.
Контактная информация:
www.seaproject.ru; info@seaproject.ru
+7 (812) 740-35-95
198095, Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 52
Иллюстрации: "Си Проект"
Другие новости компании «Си Проект, ЗАО»
Самые читаемые
ОСК планирует отправить на ходовые испытания крейсер "Адмирал Нахимов" в 2024 году
15 Ноября 2024
Состоялась закладка головного плавучего нефтехранилища проекта 04650
15 Ноября 2024
На "Пермской судоверфи" состоялась закладка киля круизного электросудна "Байкал"
15 Ноября 2024
Николай Патрушев оценил возможности астраханских верфей ОСК
15 Ноября 2024
НОВЫЕ КОМПАНИИ