5 февраля 2024 года исполняется десять лет с даты регистрации доменного имени sudostroenie.info и начала деятельности одноименного портала о российском и зарубежном судостроении. Об истории запуска, особенностях становления и перспективах проекта рассказал Евгений Пен, генеральный директор АО "Бизнес Порт", которое является учредителем портала Sudostroenie.info.
– Евгений Александрович, расскажите, когда и каким образом был создан портал Sudostroenie.info?
– История создания портала уходит корнями в 2006-2007 годы, когда компания "Бизнес Порт" занималась комплексными маркетинговыми исследованиями и в интересах Минпромторга России – делала работы по изучению зарубежного рынка судостроения. Этой деятельностью мы занимались до 2015 года. Мы готовили широкий спектр работ – от маленьких отчетов до больших трудов, которые вошли в стратегию развития отрасли судостроения и морской техники. В частности, готовили ту часть, которая анализировала состояние мирового рынка и роль Российской Федерации на этом рынке.
Где-то в конце 2000-х годов мы стали издавать дайджест новостей зарубежного судостроения. При этом история создания этого дайджеста уходит на десятилетия назад. Над дайджестом работала команда, которая занималась в советский период в ЦНИИ "Румб" примерно тем же самым. Они готовили обзоры по материалам зарубежной печати о состоянии отрасли судостроения в мире в 1970-80-е годы. Так что история нашего проекта уходит корнями примерно в то время.
– Можете назвать имена кого-то из той команды?
– Олег Львович Губарев – замечательный специалист, интереснейший историк, писатель, переводчик с нескольких языков. Маркетинговыми исследованиями занималась Анна Красавцева и многие другие высококлассные специалисты.
– Как издание дайджеста привело к созданию портала?
– Мы издавали дайджест. Сначала делали его просто в виде регулярных отчетов в интересах заказчика. Потом стали издавать его в виде цветного иллюстрированного журнала. При этом применили интересный подход – делали публикацию новости на языке оригинала и перевод на русский язык. Соответственно, на странице всегда было две колонки.
Дайджест "Зарубежное судостроение"
– Зачем понадобилось такое двуязычное издание?
– Оно было не двуязычное. С левой стороны был не только английский язык, встречались материалы на немецком, китайском, польском, испанском языках. Мы брали оригинальную новость и ее переводили.
Делалось это по инициативе нашей команды профессиональных переводчиков, которые понимали, что часто возникают споры по некоторым терминологическим вопросам. Чтобы не возникал конфликт среди профессионалов, мы давали и оригинал, и перевод. На тот случай, если кто-то сомневался или кому-то зачастую нужно было углубиться в эту историю. Так, техническому специалисту иногда недостаточно знать, что это был за элемент – например, паровой патрубок левой турбины. Ему интересно посмотреть, что это за обозначение на языке оригинала, вставить этот термина в строку поиска и найти больше информации о нем.
За счет этого наше издание пользовалось хорошей популярностью. Именно благодаря возможности всегда обратиться к первоначальному тексту.
– Кто были читатели дайджеста на тот момент?
– Специалисты судостроительной отрасли. Наш дайджест ложился на стол руководителей более ста верфей, а также подразделений Минпромторга, которые отвечали за судостроение. Кроме того, он поступал в различные министерства, ведомства и федеральные агентства. Среди них – Росморречфлот, министерство транспорта, министерство обороны.
Но эта история была не совсем инициативной. Она делалась по заказу Минпромторга и существовала ровно столько времени, сколько мы получали этот заказ. Поэтому на сегодняшний день дайджест больше не издается. Но за время работы над ним, к 2014 году, у нас сформировались два продукта.
Во-первых, у нас накопилась достаточно большая база знаний о терминах и мы издали иллюстрированный англо-русский словарь по судостроению. Словарь до сих пор пользуется популярностью и находится в продаже. Это инструмент для профессионалов.
Помимо этого, собирая большую базу по зарубежному рынку, мы посещали все основные выставки, которые проходили в Германии, Голландии, Китае, Турции. Мы отслеживали ситуацию за рубежом. Для сравнения у нас был большой блок новостей о российском судостроении. В какой-то момент мы поняли, что это надо использовать. И уже инициативно мы стали готовить отчет по российскому судостроению.
К 2014 году созрела идея, что это должно выйти в публичную плоскость, поскольку новости – это товар скоропортящийся, его интересно продавать горячим. Таким образом, мы создали информационный портал, который стал наполняться новостями. Портал стал нашим вторым продуктом.
– В чем заключалась цель портала?
– Показать, что есть такая отрасль, что она широка и многогранна. Также мы постарались показать ее привязку к географии. Для этого мы создали определенные инструменты, которые сейчас уже немного по-другому работают. Кроме того, была привязка к кадровому потенциалу, к госзаказу и государственной политике в области судостроения.
– На тот момент на рынке уже были отраслевые издания. Чем Sudostroenie.info отличалось от них?
– Тем, что мы создавались как отраслевой портал, посвященный именно судостроению. Не судоходству, не обработке грузов, а именно судостроению. В чистоте помыслов мы были первыми и на тот момент единственными.
Действительно, есть замечательные конкурирующие издания, которые не дают нам расслабляться. Старейшее издание – это "Корабел". Мы очень рады, что они есть. Но часть их аудитории – это те люди, которые занимаются либо эксплуатационным ремонтом, либо судоходством в плане подбора персонала и поиска работы. У них чуть более широкий спектр задач, которые они для себя решают. А новостная повестка на тот момент у них была существенно меньше.
– Кто стал аудиторией портала? Она как-то пересекалась с дайджестом?
– Частично. Дайджест мы распространяли целенаправленно, без платной подписки. Мы точно знали каналы, по которым он распространялся. Наш дайджест попадал на столы, в первую очередь, руководителей отрасли. А электронное издание – более массовое. Оно получило читабельность на всех уровнях. Нас читают и студенты-судостроители, и инженеры, и проектировщики, и судоремонтники, и руководители отрасли. В общем, все те, кто относит себя к этой отрасли.
За время издания портала у нас было несколько курьезных случаев, которые показали, что наше издание читают регулярно и внимательно некоторые очень высокопоставленные лица. Нам это было очень приятно, и в дальнейшем с этими читателями мы всегда находили общий язык.
– Изменилась ли аудитория портала за 10 лет?
– С моей точки зрения, она стала более кристаллизованной, более чистой. Поскольку мы не публикуем никакой "желтизны", у нас даже есть табу на определенные форматы новостей, нас редко читают люди не из отрасли, которые любят гражданский или военный флот по каким-то своим внутренним причинам. Людей, которые просматривают нашу ленту наряду с лентой анекдотов, мне кажется, у нас очень мало.
С одной стороны, у нас очень профессиональная аудитория. Данные аналитики показывают, что среди наших читателей 72,5% мужчин и 27,5% женщин. При этом основная доля наших читателей относится к возрастным группам 35-44 года и 45-54 года. Статистика говорит о том, что у нас очень качественная отраслевая аудитория. Как правило, это люди с высшим образованием.
В связи с этим у нас есть две особенности. С одной стороны, мы доносим нашу информацию до профессиональной аудитории. С другой стороны, эта аудитория достаточно суровая. Она не богата на эмоции, на лайки, на какую-то высокую активность в социальных сетях. И не способна к росту в арифметической и геометрической прогрессии. Кнопке перепоста новости многие из наших читателей предпочитают отправку ссылки на статью по почте. Мы очень ценим эту аудиторию, но современные стандартные методы работы с соцсетями и раскрутки медийных проектов к ней не всегда подходят.
– Но тем не менее современные средства коммуникации с читателями, те же соцсети, на портале используются?
– Да, но если бы мы создавали сеть для вязания носков, у нас бы наверное был уже миллион подписчиков. Мы живем таким маленьким "боевым отрядом".
Англо-русский словарь по судостроению
– В современных условиях насколько необходимо отраслевое СМИ?
– Я думаю, что в этом формате реально нам жить осталось не больше пяти-шести лет.
– Что будет дальше?
– Дальше появятся инструменты, которые позволят вытаскивать заданные форматы новостей отовсюду. На сегодняшний день мы эту работу проводим вручную, сортируя новости, беря интервью, сопоставляя факты. Думаю, что через пять лет либо мы сами научимся работать с такими инструментами, либо появится какая-то новая культура пользования ими. Тогда, возможно, мы будем не нужны.
– Роль эксперта по отбору информации возьмет на себя искусственный интеллект?
– Да, думаю, что это будет так. С учетом того, как он развивается, это может быть и быстрее. Но чтобы научить искусственный интеллект так же думать, вычленять нужную информацию и сортировать ее по степени важности и достоверности, нужно время. Для серьезных отраслей это время может составлять достаточно длительный период.
– Как сильно изменилась судостроительная отрасль за последние десять лет?
– Отрасль изменилась, к сожалению, не очень глобально. Ей еще предстоит техническое перевооружение, переход на другой уклад. Этот процесс, с моей точки зрения, только начался. В будущем отрасль ждут цифровизация, разумная экономия, более экологичный подход, применение распределенных заказов и распределенных усилий.
Это произойдет, когда архитектура современных судов выйдет на новый уклад. Пока что, к сожалению, мы видим суда старого формата. При сохранении старой архитектуры только что сошедший со стапеля пароход уже морально устарел – в обводах, в энергетической установке, в условиях работы команды, в техническом оснащении.
Думаю, приближается тот момент, когда мы увидим более современную архитектуру и более современные средства производства.
– Наступает эпоха больших корпораций или малым компаниям еще найдется место на этом рынке?
– После цифровизации появится место для малых компаний. На сегодняшний день стоимость заказа при таком уровне загрузки отрасли чрезвычайно высока. Практически вся отрасль загружена на несколько лет вперед. Соответственно, она не заинтересована в снижении стоимости готовой продукции. При высокой стоимости в отрасли практически нет места малому бизнесу. Как только произойдет высвобождение ресурсов, появится возможность вставлять усилия малых компаний и со стороны исполнителей. и со стороны заказчиков.
Думаю, что на каком-то этапе появится коллективное управление теми или иными активами, появится возможность коллективного финансирования каких-либо проектов. За счет возможной кооперации на горизонтальном уровне эти заказы можно будет делать быстро и относительно дешево.
– В целом, какие тенденции вы видите в судостроении на ближайшие годы?
– Снижение влияние человека в работе механизмов, повышение роли автоматизации и, соответственно, уменьшение численности команды и увеличение автономности.
Думаю, что на ближайшем горизонте мы будем видеть увеличение возможностей автопилотирования. В том числе, возможность безэкипажной обработки грузов. В этот момент у отрасли появится новый толчок к развитию.
Не исключено, что вскоре можно будет увидеть следующую картину. По реке идет некая баржа без экипажа. С нее в прибрежные поселки и заводы быстро перемещаются грузы практически без остановки самой баржи. Поэтому порталу Sudostroenie.info будет о чем рассказать читателям в ближайшие годы.
Беседовал Александр Полунин
Фото: Sudostroenie.info