Конструкторы и заказчики судов все чаще обращают внимание на напыляемую теплоизоляцию из пенополиуретана (ППУ). Однако для производства качественной теплоизоляции необходимы материалы, имеющие соответствующие одобрения и сертификацию. Генеральный директор компании "Мустово" Евгений Пен рассказал в интервью порталу Sudostroenie.info о текущей ситуации на рынке судовой напыляемой изоляции, а также о планах и перспективных разработках компании.
– Евгений Александрович, как Вы оцениваете текущую ситуацию на рынке теплоизоляции для строящихся судов?
– Мы вышли на этот рынок более десяти лет назад. В то время проекты с применением ППУ занимали очень незначительную долю рынка. Нас, конечно, сильно радует, что за последние годы все больше и больше проектов, которыми занимаются отечественные верфи, имеют в своей конструкторской документации теплоизоляцию из ППУ. С этим мы связываем достаточно большие надежды на развитие рынка и более технологичного судостроения.
– На каких судах применяется теплоизоляция из ППУ?
– В последнее время большой объем заказов связан с обновлением рыбопромыслового флота. Там требуются помещения для хранения – морозильные и холодильные трюмы, где ППУ просто незаменим. Встречаются также различные технологические случаи применения ППУ для заполнения пустот, емкостей, в том числе, в пассажирском судостроении.
– Кто и что сегодня предлагает на рынке судовой теплоизоляции из ППУ?
– Значительную долю рынка занимают компании, работающие с широко известными старыми материалами – волокнистыми плитами. Эти компании никуда не делись. Объем заказов у них стабилен.
В сегменте напыляемой теплоизоляции было несколько качественно работающих компаний. Однако, к сожалению, в последнее время мы наблюдаем приход на рынок судостроения ряда не очень квалифицированных подрядчиков, работа которых зачастую оставляет желать лучшего. Очень часто такие подрядчики выдают желаемое за действительное и используют неодобренные Российским морским регистром судоходства материалы. Это подрывает доверие к материалу.
– Как эти недобросовестные подрядчики попадают на верфи?
– Чаще всего на конкурсной основе, в рамках которой в первую очередь имеет значение цена. К сожалению, те, кто применяет не самое лучшее сырье и выполняет работу не самым квалифицированным персоналом, могут себе позволить играть по более низким ценам.
– А заказчики судов каким-то образом контролируют качество?
– Я очень надеюсь, что заказчики начнут обращать внимание на качество и проверять соответствие применяемых материалов одобрениям надзорных органов.
– Использование неодобренных материалов как-то может повлиять на результат строительства?
– Может. Когда есть возможность взять любой материал, подложить под него свидетельство об одобрении, понятно, что в итоге можно сделать дешевле и быстрее. Вопрос, скорее, в конечном качестве конструкции судна в целом. С этими проблемами заказчики столкнутся уже после сдачи судна.
Наличие сертификации подтверждает, что производитель сырья и подрядчик прошли жесткую систему отбора, и гарантирует определенный уровень качества.
– У компании "Мустово" имеется необходимая разрешительная документация?
– Конечно. "Мустово" давно работает на этом рынке. У нас есть одобрения на материал и саму компанию, а сотрудники являются признанными профессионалами этого рынка.
– Как последние внешнеполитические события повлияют на рынок судостроения?
– Давайте я отвечу только за свой сегмент напыляемой теплоизоляции. Потребуется некоторое время для "привыкания" к новым ценовым и логистическим условиям и для подрядчиков, и для заказчиков. Компания "Мустово" уверена в партнерах-поставщиках, и сырье будет поступать нам без ограничений. Падение курса рубля, конечно, скажется на цене нашей услуги, но мы рассчитываем, то итоговые сметы увеличатся не более чем на 15-25%.
– На каких рыболовецких заказах работали специалисты "Мустово"?
– Мы закрыли несколько проектов, связанных с рыболовецкими траулерами. Среди самых интересных и значимых стоит отметить два траулера проекта КМТ01 "Баренцево море" и "Норвежское море". Строительство этих судов велось на заводе в Выборге. Также можно упомянуть работы на малом рыболовном траулере проекта Т30В в Рыбинске.
Головной траулер проекта КМТ01 "Баренцево море"
– Что сейчас предлагает компания "Мустово", помимо традиционной теплоизоляции из ППУ?
– Мы не останавливаемся на достигнутом. Мы понимаем, что рынок будет развиваться в сторону новых видов энергетики, связанных с использованием водорода, и совместно с нашими партнерами участвуем в работах по разработке конструктивных элементов из ППУ и комбинаций с другими материалами.
Одним из характерных примеров можно считать разработку теплоизоляционных сот. Этот продукт мы выводим на рынки общегражданского строительства и судостроения.
– Этот материал можно будет применять на судах?
– Да, конечно, но сначала нам нужно завершить процедуру сертификации, после чего такие конструктивные элементы, как соты, будут востребованы при судоремонте. Особенно, когда теплоизолирующие конструкции необходимо возвести на действующем судне без значительных разборок конструктива.
– Что представляет собой этот новый теплоизоляционный материал?
– Это соты сложной геометрии, которые укладываются определенным образом, позволяющим избежать щелей и мостиков холода. При этом сами соты являются довольно компактными. Их можно проносить через узкие проходы в помещения, которые не имеют больших порталов для проноса оборудования.
– Размер соты фиксированный или его можно варьировать под конкретного заказчика?
– Сейчас идет технологическая проработка размеров. Пока что мы остановились на одном форм-факторе, который позволяет достаточно легко упаковывать эти элементы и отсылать в любую точку мира.
Важно, что такой конструктив можно монтировать, не обладая высокой квалификацией в подобных работах, силами самого экипажа.
Теплоизоляционные соты
– Над какими другими проектами работает компания "Мустово"?
– Совместно с Крыловским государственным научным центром (КГНЦ) мы разрабатываем сложные элементы для конструкций судов и арктических ангаров.
Не забываем и о маломерном судостроении. В последнее время в этой области активно развивается применение ППУ. Он используется для заполнения полостей с целью повышения живучести маломерного судна.
– Мы живем в динамичную эпоху. С какими вызовами приходится сталкиваться в последнее время?
– Все реже мы применяем ППУ в чистом виде. Зачастую приходится участвовать совместно с разработчиками конструктивных элементов в создании сложных "пирогов". Здесь важно не только технологично наносить теплоизоляцию, но и не создавать проблем для будущего судоремонта. Это определенный вызов. При том, что мы обладаем достаточными компетенциями в применении ППУ в самых разных форматах – в сложных бортах, морозильных камерах, при облицовке различными материалами (металлом, деревом, пластиком).
Еще одно важное направление деятельности, уже опробованное на нескольких проектах, – применение так называемой "плавающей опалубки", которая позволяет решать самые сложные технологические задачи.
– Говоря о применении ППУ для изоляции емкостей, вы упомянули водород. Ранее Ваша компания заключила соглашение с компанией "Балтмаш" о создании офиса СПГ-проектов в Большом Камне. Получается, пенополиуретан – универсальный материал для систем хранения криогенных жидкостей…
– Применение ППУ для топливных танков – это наша повседневная практика. У нас довольно много таких заказов. Наш партнер – компания "Регент Балтика" разрабатывает конструктив для СПГ-проектов. Мы помогаем в решении этих задач.