АО "Атомэнергомаш", машиностроительный дивизион госкорпорации "Росатом", занимает прочную позицию в судостроительной отрасли как поставщик реакторных установок. Однако с недавнего времени компания пробует свои силы и в новых сегментах. О развитии плавучих энергоблоков, сотрудничестве с иностранными поставщиками и перспективах создания совместных предприятий с судостроителями в эксклюзивном интервью Sudostroenie.info рассказал генеральный директор АО "Атомэнергомаш" Андрей Никипелов.
– Андрей Владимирович, судя по новостям, "Атомэнергомаш" активно развивается в судостроительной отрасли. С чем это связано?
– Мы повсюду, где требуется что-то большое и железное – а где еще больше железа, чем в кораблях. Если же говорить серьезно, то мы давно и целенаправленно развиваем неатомные бизнесы. Их доля в выручке сегодня составляет около 50% – такой пропорции будем держаться и дальше. Это тепловая энергетика, нефтегазовая отрасль. С судостроителями мы достаточно плотно работаем с 2014 года по реакторным установкам для ледокольного флота.
"РИТМ-200", которые установлены на трех новых атомных ледоколах проекта 22220 – первые полностью изготовленные в контуре дивизиона. Они позволили приоткрыть дверь в судостроительную отрасль и предложить нашим партнерам решения в других областях. Для этого мы прошли весь путь соответствующей сертификации, в том числе в Российском морском регистре судоходства. Наши традиционные компетенции – это насосы теплообменники, металлургические отливки.
Кроме того, мы хотим локализовать в России производство ряда систем и оборудования, которые сегодня изготавливаются только за рубежом. Например, обсуждаем различные варианты сотрудничества с норвежской Novenco, турецкой Elkon, другими компаниями. Подытоживая, хочу сказать, что сегодня мы рассматриваем судостроение как одно из ключевых направлений бизнеса, и намерены развивать свое присутствие на этом рынке.
– Компания уже занимает прочные позиции на рынке реакторов для военного и ледокольного флота. Каковы планы по развитию этого сегмента?
– В прошлом году мы полностью завершили производство трех комплектов реакторных установок "РИТМ-200". Это шесть реакторов, которые были поставлены точно в срок. Их уникальная особенность – интегральная компоновка, когда всё оборудование размещается внутри корпуса ПГБ (парогенерирующий блок – прим ред.). За счет такой схемы установка в 1,7 раза легче, в два раза компактнее и почти на 20% мощнее используемых в настоящее время реакторов типа КЛТ. Это позволило сделать новые ледоколы двухосадочными и обеспечить улучшенные технические характеристики по скорости, ледопроходимости и другим параметрам. В процессе производства реакторов были внедрены уникальные технические решения и новые инструменты, не применявшиеся в России и за рубежом.
Сейчас мы готовимся к запуску в производство "РИТМ-200" для четвертого и пятого универсальных атомных ледоколов. Следующий шаг – "РИТМ-400" для ледокола "Лидер". Это эволюционное развитие "РИТМ-200" с увеличением тепловой мощности до рекордных 315 МВт. Силовая установка позволит "Лидеру" иметь повышенные эксплуатационные характеристики. В частности, он сможет пробивать лед толщиной до 4,3 метров и прокладывать канал шириной до 50 метров. В результате будет обеспечена круглогодичная навигация по Севморпути, в том числе для крупнотоннажных судов.
Монтаж РУ "РИТМ-200"
Важный момент. Поскольку компоновочные и схемные решения в обоих реакторах аналогичны, у нас появляется мощностной ряд для ледоколов разных проектов. А это нужно для дальнейшего развития атомного флота. Также конструкторы ОКБМ (входит в "Атомэнергомаш" – прим. ред.) разработали проект РУ "РИТМ-200Б" для небольшого однореакторного оффшорного ледокола, предназначенного для работы на шельфе.
Но мы не ограничиваемся только ледокольным флотом – потенциал "РИТМов" значительно больше. В частности разработана установка "РИТМ-200М" для оптимизированного плавучего энергоблока (ОПЭБ). Это усовершенствованная технология плавучего атомного энергоблока "Академик Ломоносов", который недавно прибыл в Певек. Специалистами наших предприятий проведена большая работа по оптимизации станции. Применение "РИТМов" увеличивает электрическую мощность до 100 МВт, а также срок работы станции на одной загрузке топлива до десяти лет. Последнее позволяет исключить перегрузочный комплекс, хранилище отработавшего ядерного топлива и ряд других помещений. В результате по сравнению с головным блоком уменьшилось водоизмещение на 9 тысяч тонн, на 30 процентов выросла мощность и в 3,7 раза — энергоресурс.
В настоящее время мы создали обликовый проект и ведем переговоры с потенциальными заказчиками.
– В июле 2019 года "Атомэнергомаш" заключил меморандум о взаимопонимании с финским бюро Aker Arctic. Одна из заявленных целей документа – как раз взаимодействие при проектировании оптимизированных плавучих атомных энергоблоков. Как продвигается сотрудничество?
– Действительно Aker Arctic один из наших партнеров по проекту ОПЭБ и арктическим судам. Компания входит в число мировых лидеров в своем сегменте. На сегодняшний день достигнуто понимание возможного объема участия финских партнеров в проекте. Мы стремимся привлечь их опыт и компетенции на самых ранних этапах. Это дает нам уверенность в максимальной эффективности и актуальности технических решений, закладываемых в проект. Aker Arctic произведет комплексную оценку всей технологии создания плавучих атомных электростанций, за исключением реакторного блока.
Стоит отметить, что это не первый опыт работы с Aker Arctic – ранее наши финские партнеры принимали непосредственное участие в проектировании атомных ледоколов "Таймыр" и "Вайгач".
– Какие верфи могут быть рассмотрены для строительства плавучих энергоблоков?
– В России не так много судоверфей, имеющих достаточно ресурсов для сооружения подобных объектов. Это, по сути, Балтийский завод в Санкт-Петербурге и ССК "Звезда" в Приморском крае.
Если брать зарубежные площадки, то здесь много вариантов. Это и азиатские судостроители, и турецкий судостроительный кластер, и крупные европейские верфи. Окончательный выбор площадки строительства будет зависеть от конкретного проекта. Важно понимать, что загрузка реактора и, соответственно, топлива в любом случае будет происходить на территории России. После этого ОПЭБ сможет отправиться на свою целевую точку базирования.
– В ходе сентябрьской выставки "НЕВА-2019" "Атомэнергомаш" заключил меморандум о сотрудничестве с норвежским бюро Sawicon AS. Каковы цели этого сотрудничества?
– Sawicon – это независимая инжиниринговая и консалтинговая компания, занимающаяся как проектированием новых судов и морской техники, так и модернизацией.
Вместе мы намерены проводить анализ применяемых технологий при проектировании судов, участвовать в проектах замены и модернизации судового комплектующего оборудования. В том числе наше сотрудничество предусматривает адаптацию иностранных проектов судов, в основном рыболовных, для соответствия российским требованиям. Конкретные проекты, сейчас как раз в процессе обсуждения.
В настоящее время мы ведем переговоры с тремя известными рыболовными компаниями по проектированию нескольких среднеразмерных судов, в том числе для ловли краба, используя типовые проекты компании Sawicon. Сделка на этапе обсуждения, поэтому детали пока раскрывать не могу.
– Производство какого оборудования и с чьим участием Атомэнергомаш планирует локализовать на территории РФ?
– Помимо уже упомянутых выше компаний мы взаимодействуем с хорватской Motortech и норвежской Novenco. Первая поставляет широкую линейку аварийных и вспомогательных дизельных двигателей. Вторая – лидер судостроительного рынка в проектировании и производстве систем отопления вентиляции и кондиционирования.
Локализация или какие-то комбинированные решения возможны в различных сегментах. Это теплообменное, электротехническое оборудование, двигательные установки. По некоторым позициям мы стремимся обеспечить полное импортозамещение, например, в производстве судовых СПГ-насосов.
У нас есть успешный опыт локализации в других отраслях. Например, сейчас мы изготавливаем оборудование для первых в стране мусоросжигательных заводов по технологии японско-швейцарской HitachiZosenInova. Много чего сделали для ГНХ (газонефтехимии – прим. ред.) совместно с зарубежными лицензиарами. В то же время мы не торопимся, и будем выходить на рынок только с полностью проработанными решениями.
По самым минимальным экспертным оценкам сегодня в судостроении более 60% приходится на зарубежное оборудование. В рыболовецких судах судостроители оценивают долю импорта и вовсе в 90%. То есть, потенциал импортозамещения в отрасли очень высок. Но при этом заказчик ждет от нас не просто российское или локализованное оборудование, а как минимум соответствующее зарубежным аналогам по качеству и цене. И если необходимое качество мы можем обеспечить благодаря отлаженной работе в других отраслях, то цена – гораздо более сложный вопрос. Зарубежное оборудование выпускается большими сериями, поэтому и цена существенно ниже, несмотря на то, что в России дешевле материалы, электричество, другие ресурсы. С учетом всех исходных данных любая работа в области импортозамещения и локализации требует очень взвешенного подхода.
– Рассматривает ли "Атомэнергомаш", может быть, в сотрудничестве с другими структурами "Росатома", возможность создания проектно-конструкторской или судостроительной организации?
– Мы рассматриваем различные варианты взаимодействия и расширения своих компетенций в судостроении. В том числе возможно СП, как внутри атомной отрасли, так и с кем-либо из судостроительных предприятий. Главное, чтобы это позволяло создавать конкурентоспособные решения, востребованные индустрией.