6 ноября отмечает 105-летие одна из крупнейших верфей Ленинградской области – Невский судостроительно-судоремонтный завод (Невский ССЗ). О текущих заказах, сложностях в работе и планах на будущее в интервью Sudostroenie.info рассказал директор по развитию Невского ССЗ Сергей Шумских.
– Сергей Александрович, какова текущая загруженность одного из старейших предприятий Ленобласти?
– В настоящее время завод загружен почти на 100%. Невский ССЗ строит четыре судна-спасателя проекта MPSV12, пять сухогрузов проекта RSD59, два грузопассажирских судна проекта PV22.
– Расскажите подробнее про проект MPSV12. Для кого строятся эти суда?
– Четыре судна-спасателя строятся для Морской спасательной службы России. Заказчиком выступает ФКУ "Дирекция Госзаказчика".
Первое судно – "Бахтемир" – будет сдано в этом году, сейчас оно проходит заводские ходовые испытания. По трём оставшимся работа идёт по плану, согласно срокам, указанным в госконтрактах.
Головное судно-спасатель проекта MPSV12 "Бахтемир" / Фото: Невский ССЗ
– На какой стадии находятся сухогрузы?
– Головной сухогруз проекта RSD59 "Пола Анатолия" также будет сдан в этом году. Сейчас проходят швартовные испытания.
Остальные сухогрузы находятся в различной стадии готовности, и будут сданы в срок. Всего серия включает в себя пять судов.
– Получается, до конца года Невский ССЗ сдаст два новых судна?
– Даже не два, а три. Ещё есть танкер "Академик Пашин" проекта 23130, который также мы должны сдать в 2018 году. Как раз сейчас судно находится на испытаниях. Они проходят по плану. Все указанные министерством обороны характеристики выполнены.
Но это оказалась не самая сложная часть пути. Главная трудность заключалась в проводке судна через мосты. Из-за крупногабаритной системы передачи грузов на ходу (УПГ). Несмотря на сложные погодные условия, мы прошли все мосты без повреждений и каких-то коллизий. У нас была специальная сдаточная команда, включающая специалистов завода, капитана судна и наблюдателей – представителей регистра.
– Изначально планировалась серия таких судов. Мы надеемся, что такие суда будут востребованы. Подобных вспомогательных судов-танкеров с системой передачи грузов в составе флота пока что нет. Да и сама система в новейшей российской истории изготовлена впервые.
– За рубежом подобные системы используются?
– Да, есть аналоги за рубежом. Но дело ещё в том, что одной системы мало. Для работы нужно иметь суда, которые оснащены приёмной частью этой системы.
– На действующие суда потребуется установка дополнительного оборудования?
– Некоторые суда оборудованы ещё с советских времён. Современные строящиеся суда, надеюсь, будут оснащаться такой системой передачи грузов. Разработкой системы УПГ занималось бюро "Спецсудопроект", Невский ССЗ является обладателем документации на постройку этой системы.
– Как продвигается постройка грузопассажирских судов проекта PV22?
– У нас заключён контракт на постройку двух судов. В данное время разрабатывается техническая документация для дальнейшего начала постройки.
Закладка судов запланирована на март 2019 года. Это контрактные сроки. Пока всё идёт по плану.
– Кто готовит техническую документацию?
– Мы сами. У нас есть большое КБ, в котором работает больше 50 человек. Они готовят всю рабочую конструкторскую документацию. Из опыта общения с другими проектными бюро получается, что иногда выгодно разрабатывать документацию самостоятельно.
– Судя по спасателям и сухогрузам, Невский ССЗ работает в основном с проектами "Морского инженерного бюро"...
– Да, здесь почти все проекты разработаны компанией "Морское инженерное бюро – Дизайн – СПб". Если касается иностранных проектов, то они занимаются доведения проекта до уровня требований Российского морского регистра судоходства.
Сухогруз проекта RSD59 "Пола Анфиса" в цехе Невского ССЗ / Фото: Sudostroenie.info
– С какими перспективными заказами готово работать предприятие?
– Мы хотели бы участвовать в строительстве рыболовных судов, но, к сожалению, пока ситуация складывается не в нашу пользу. Росрыболовство не полностью определилось с правилами постройки, и программа инвестквот, на мой взгляд, недостаточно полна, чтобы отвечать пожеланиям заказчиков.
Например, мы очень хотели бы, допустим, строить суда для ловли краба. В «квоты под киль» эти суда не включены, и, соответственно, потенциальные заказчики пока не решаются. Также есть перспективные проекты траулеров, но, судя по всему, потенциальных заказчиков экономические условия пока не устраивают.
– Если ситуация в области законодательства изменится, допустим, будут приняты новые квоты?
– У нас уже есть предварительные договорённости. Я думаю, что мы бы могли получить в этом случае заказ, потому что есть заказчики и проекты, в том числе российские.
– Сколько промысловых судов вы готовы строить?
–До 2021 года мы полностью загружены заказами. Но после этого мы готовы взяться за новые заказы.
Технические возможности Невского ССЗ позволяют закладывать одновременно до четырёх судов длиной до 150 м. Но для рыболовных судов желательная для нас длина должна составлять 70-90 м.
У нас есть опыт вывода построенных судов с большой осадкой. Например, с помощью специально разработанного понтона мы выводили судно-спасатель проекта MPSV07.
– Что касается других направлений – сухогрузов и пассажирских судов?
– Мы с удовольствием рассматриваем заказы на постройку таких судов. Пассажирский флот требует обновления, поэтому перспектива есть. В России сегодня практически нет новых круизных судов, если не считать двух пилотных проектов PV300.
– Вы сможете построить у себя круизные суда?
– Да. Наши спусковые возможности позволяют спускать судно длиной 200 м и спусковым весом корпуса до 4500 тонн.
– Какое спусковое устройство используется на Невском ССЗ?
– У нас боковой спуск – слип с 13 спусковыми электромеханическими телегами, каждая из которых имеет спусковой вес порядка 350-400 тонн. Эти спусковые телеги мы разработали и изготавливаем самостоятельно.
На воду спускается недостроенное судно, затем мы насыщаем его оборудованием уже у причальной стенки.
– Планируется ли обновление производственных мощностей?
– Если бы у нас были значительные свободные средства или хотя бы государственная программа финансирования для частных заводов, мы бы с удовольствием этим воспользовались. Но пока что изыскиваем резервы и пытаемся модернизировать, насколько это возможно.
Например, недавно купили станок для правки и сварки тавровых балок. Вводим на заводе российскую систему автоматизации подготовки производства Global. Такая система, позволяющая контролировать все расходы и весь процесс от разработки конструкторской документации до конечной сдачи построенного судна, уже установлена на многих заводах.
– Какие мощности планируете обновлять в дальнейшем?
– Мы бы хотели обновить причальные стенки. Также было бы не лишним новое трубогибочное оборудование, вальцы, прессы. Мы бы с удовольствием всё это приобрели, но пока что это только перспектива.
– Как развивается направление судоремонта?
– У нас очень выгодное расположение. Соответственно, многие суда, особенно во времена зимнего отстоя принимаются у нас на стоянку с одновременным ремонтом. Как правило, это текущий ремонт. Редко бывают аварийные и капитальные ремонты.
В целом у нас достаточно плотная загрузка по судоремонту. В основном, работаем с сухогрузами и танкерами.
– У завода длительная история. В советское время завод также занимался судоремонтом?
– Невский ССЗ в советские времена занимался в основном судоремонтом. Хотя первые суда – теплоходы серии "Ленинградец" – предприятие начало строить в 1952 году, активный период судостроения начался в 2009 году после прихода новых собственников и модернизации.
Была закуплена новая линия по резке металла, сборке плоских секций. Это оборудование позволило нам обрабатывать 10-12 тыс. т металла в год. Также было закуплено много другого оборудования, в том числе сварочного. Были модернизированы эллинги.
Панорама спуска на воду буксира-толкача проекта 877 "Шлюзовой" / Фото: Sudostroenie.info
– Как Невский ССЗ решает проблему кадров?
– Эта проблема общая для всей отрасли. В стране очень мало средних образовательных технических учреждений, которые готовили бы сварщиков, сборщиков, монтажников.
Мы принимаем специалистов по договорам с учебными заведениями: училищами, СПбГМТУ. Также мы принимаем специалистов на работу и воспитываем сами. Текучка кадров такая же, как у всех. К сожалению, удержать специалиста не всегда получается из-за большой конкуренции с соседними заводами. Иногда получается так, что люди возвращаются.
Для Шлиссельбурга – мы градообразующее предприятие. Все возможности, которые можно предоставить – транспорт, общежитие, мы предоставляем.
– В последнее время появилось несколько отраслевых ассоциаций в области судостроения. Как выстраиваете работу с ними?
– Мы входим в кластер судостроительных предприятий Ленинградской области. Из новых организаций, мы общаемся со всеми, но пока не вступили ни в какую ассоциацию. Есть свои плюсы и минусы, но пока всё заточено на собственные интересы этих ассоциаций. Они хотели бы набрать определённое количество членов, чтобы начинать что-то двигать, а предприятия не хотят вступать, потому что пока не видят, что в ближайшее время будет движение. Это немного такой замкнутый круг.
Поэтому нужно, чтобы изначально к таким организациям было лояльное отношение со стороны того же Минпромторга. И тогда, мне кажется, заинтересованность со стороны предприятий будет выше.
Невский ССЗ / Фото: Sudostroenie.info
– Сегодня Невскому ССЗ исполняется 105 лет. Каким Вы видите будущее предприятия, скажем, через 10 лет?
– У завода есть перспективы. На ближайшие 2-3 года мы имеем 100% загрузку. Дальше, надеюсь, будут новые заказы, и завод будет продолжать развиваться, получать новые заказы и радовать своей продукцией конечных потребителей.
– Новые направления рассматриваете?
– У нас и так много направлений: и вертолётные площадки, и металлические конструкции для нефте- и газоперерабатывающих платформ. Мы готовы участвовать в новых проектах по машиностроению. Не исключена и локализация иностранного производства. У нас есть небольшие свободные мощности, на которых мы можем выпускать лебёдки, рулевые машины малой мощности, косяковые тележки. Это часть нашей продукции, которую мы изготавливаем ещё с советских времен.