Сегодня мы поднимаем весьма специфическую, но, безусловно, важнейшую тему в развитии любой из отраслей промышленности – интеллектуальную собственность и все, что с ней связано. Наш эксперт – исполнительный директор Национального центра интеллектуального капитала Юрий Владимирович Гусев.
— Юрий Владимирович, давайте сначала раскроем само понятие интеллектуальной собственности (ИС). Что под этим подразумевается?
— Наши промышленные предприятия не слишком задумываются о программах стратегического развития, позиционирования и поддержания конкурентных преимуществ. Многие предприятия живут сегодняшним днем, зная, что в случае чего государство их поддержит госзаказами или чем-то другим. Каждое промышленное предприятие стремится поработать в оборонном секторе, дабы обеспечить себе будущее. Но президент Путин сказал, что бесконечно вооружаться и перевооружаться нет смысла. Есть какой-то лимит и он датирован 2020-м годом. В рамках этого лимита есть постановление правительства, указ президента, что все предприятия во всех отраслях, в том числе судостроение, должны предложить программы инновационного развития, чтобы можно было диверсифицировать свою деятельность на тот случай, если закончится оборонзаказ. Обеспечить выживание может позволить правильный подход к трем составным частям интеллектуального капитала: трудовым ресурсам (человеческий капитал), структурному капиталу (знания и технологии) и рыночному капиталу (доходы). Если предприятие сможет оптимизировать работу каждого из составных частей своего интеллектуального капитала, то оно будет свободно себя чувствовать на рынке в независимости от многих трудностей, потому что сможет работать в коммерческом сегменте.
— То есть грамотное управление интеллектуальным капиталом становится залогом успеха на будущее?
— Приведу высказывание нашего президента: «Формирование современного цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, обеспечение эффективной и надежной защиты прав всех его участников является, без сомнения, одним из ключевых условий инновационного развития и комплексной модернизации экономики России».
— Как оцените существующее положение дел?
— Сейчас отношение на наших предприятиях к интеллектуальному капиталу, мягко говоря, достаточно безразличное. Достаточно сказать, что программы инновационного развития промышленным предприятиям зачастую пишут аудиторы. Бухгалтера учат диверсифицировать деятельность. Я считаю, что давно пора задуматься об универсальном специалисте по интеллектуальной собственности. И это должен быть не узкий специалист, такой как, например, патентный поверенный. Подход к интеллектуальному капиталу предполагает системный характер. Именно поэтому «НЦИК» оказывает весь спектр услуг, начиная с интеллектуального аудита, капитализации, коммерциализации и заканчивая построением системы управления интеллектуальной собственностью.
— Знаете ли вы российские предприятия, где интеллектуальному капиталу уделяют должное внимание?
— Можно выделить корпорацию «Росатом». Львиную долю они зарабатывают вне России и вынуждены следовать стандартам и определенным правилам рынка. Они создали даже не отдел, а подразделение ИС и идут в правильном направлении интеллектуального капитала. Пожалуй, это единственная корпорация в России. В других крупных корпорациях, с которыми мы сталкивались, в том же ОСК, декларативно понимание есть, а вот действий нет.
— В названии вашей организации есть слово «национальный». Что под ним подразумевается?
— Большинство сотрудников нашего экспертного коллектива работало в иностранных компаниях, защищая права международных компаний, приходящих на российский рынок. Понимая, что ситуация в России будет меняться, на достаточно здоровом энтузиазме и патриотизме, мы преобразовали нашу компанию для того, чтобы защищать российские предприятия от иностранных интервентов и создавать национальный рынок интеллектуальной собственности, о котором говорят Путин и Медведев. Об определенных успехах на это поприще говорит тот факт, что «НЦИК» заметили в Военно-промышленной комиссии. Достаточно молодая компания получила право выступать на Военно-промышленной конференции с докладом в администрацию президента.
— Что можно сказать о конкретной отрасли судостроения?
— Существует стратегия развития судостроительной отрасли до 2030 года. Одним из трех основных компонентов, вокруг которых она строится, является оптимизация интеллектуального потенциала. Программы интеллектуального развития, которые предприятиям с госкапиталом надлежит представить в соответствующие министерства, должны основываться на интеллектуальном потенциале предприятия.
— Можно как-то оценить потенциал судостроительной отрасли в том случае, если все разработки и технологии будут преобразованы в объекты интеллектуальной собственности?
— Потенциал огромный. В цифрах сказать сложно. Это отразится, прежде всего, на производительности. Предприятия будут друг у друга покупать элементы: патенты, комплекты конструкторской или технической документации, программы. Произойдет объединение ключевых компетенций и создание внутриотраслевых коопераций. Это приведет к оптимизации расходов каждого из предприятий и даст возможности для завоевания внутреннего рынка и выхода на внешний. И, как следствие, в значительной степени улучшит финансовые показатели.
Мы сотрудничали с одним предприятием судостроительной отрасли. Его чистые активы были незначительны, а по закону если чистые активы акционерного общества нулевые или отрицательные, то оно подлежит в принудительной форме ликвидации. Ликвидировать предприятие очень сложно, поднять чистые активы тоже сложно. Привлечение заемных денег тоже не увеличивает чистые активы. Мы провели капитализацию предприятия, что в значительной степени облегчило им жизнь. Они подняли чистые активы, увеличили свои финансовые показатели и смогли перекредитоваться под более низкую ставку. Надо было сделать все быстро и четко. В качестве формализации мы выбрали секрет производства (ноу-хау). Деньги появились буквально из воздуха. Они лежали под ногами, но их не видели. Предприятия, которые это поймут и услышат, смогут хорошо себя чувствовать.
— Все это актуально для предприятий любого масштаба: как для «Адмиралтейских верфей», так и для маленького КБ?
— Тут абсолютно не в размере дело. Если больше размер, не всегда больше капитализация. Вопрос в том, есть ли на предприятии задел интеллектуальных активов. Если это КБ, так оно только и живет за счет интеллектуальных активов. Если это чистое производство, то у них кто-то размещает заказ и образуются объекты ИС. Запускается цепочка, начинается генерация интеллектуальных продуктов, которые затем спускаются для воспроизводства на производство. Самое маленькое предприятие, которое мы капитализировали, IT-компания, состоящая из трех человек. У них был интеллектуальный актив ценой 3 млн рублей, после капитализации они смогли продать его на аукционе за 12 млн. Мы помогли им сделать комплект документов международного образца, процесс коммерциализации занял полгода, после чего нашелся иностранный покупатель.
— Как предприятию понять, будет их интеллектуальный продукт конкурентоспособным и есть ли смысл его защищать?
— Мы это определяем на этапе интеллектуального аудита. Выявив, скажем, сто технологий, определяем, что десять из них капиталоемкие и в перспективе их стоимость может быть такая-то. Если это замкнутая система, то она позволяет считать стоимость объектов ИС по затратам на их разработку. Если они начинают зарабатывать, то РИД можно переоценить, высчитав рыночную стоимость на основе анализа всех финансовых потоков. Кроме того, не стоит забывать о таких объектах интеллектуальной собственности как секрет производства (ноу-хау). Они имеют такую же юридическую силу, как патенты. Регистрация патента по времени занимает от 2 до 3 лет. Секрет производства (ноу-хау) можно формализовать меньше чем за месяц. И это гораздо быстрее и дешевле. Его точно так же можно капитализировать. Что использовать, каждый решает самостоятельно. Еще есть авторское право, которое почти никто не использует. В нем есть такой замечательный объект ИС, как произведение науки, его также можно и нужно капитализировать.
В следующем материале наш эксперт расскажет о стратегии управления интеллектуальной собственностью и как запустить этот процесс линейно и преобразовать в циклический.