Статьи

Рождение "шестисотки": как создавалось второе поколение советских атомных подлодок

5 ноября 1967 года в боевой состав ВМФ СССР вошла головная атомная подводная лодка проекта 671, заводской строительный номер 600. Новый корабль отличался от предшественников возможностью вести борьбу не только с надводными, но и подводными кораблями противника. По проекту 671 была создана настоящая "лодка-истребитель": скоростная, маневренная, малошумная и хорошо вооружённая. Сдача заказа совпала с юбилеем Октябрьской революции, поэтому строительство "шестисотки" пользовалось повышенным вниманием со стороны военного и партийного руководства страны.
 
О том, как создавалась первая отечественная атомная подлодка второго поколения, рассказали участники событий в ходе научно-технической конференции, приуроченной к 50-летию со дня подъёма флага ВМФ на головной АПЛ проекта 671. Портал Sudostroenie.info посетил мероприятие на базе Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения (СПМБМ) "Малахит", организованное совместно с "Адмиралтейскими верфями".
 
Научно-техническая конференция в СПМБМ "Малахит" 07.12.2017
Научно-техническая конференция в СПМБМ "Малахит" 07.12.2017
 
Проект 671 стал во многом уникальным для советского, да и, пожалуй, современного российского кораблестроения. От момента завершения разработки технического проекта до подъёма флага прошло всего шесть лет.
 
По проекту 671 было построено 15 кораблей, с учётом модификаций (671РТ и 671РТМ) серия включает в себя 48 атомных подводных лодок. На момент постройки корабли 671 проекта соответствовали лучшим мировым образцам подводного флота по таким показателям, как малошумность, мощность гидроакустических станций, степень автоматизации систем управления и обнаружения противника, глубина погружения.
 
Многие успешные конструктивные решения использовались в подлодках следующих поколений. Более того, по словам гендиректора «Малахита» Владимира Юрьевича Дорофеева, некоторые решения проекта 671 реализуются на новом техническом уровне и в подлодке пятого поколения "Хаски", над которой сейчас работает бюро.
 

Предыстория проекта

В конце 50-х годов XX века советскому руководству стало очевидно, что наряду с торпедными атомоходами первого поколения, предназначенными для борьбы с надводными кораблями противника, советскому флоту необходимы подлодки, способные вести борьбу не только с надводными, но и подводными силами противника.
 
Правительственным постановлением от декабря 1958 года устанавливались сроки проектирования и строительства подводных лодок на 1959-1965 годы. Одним из пунктов решения предписывалось создать атомную подводную лодку противолодочной обороны с торпедным вооружением и развитой гидроакустической системой.
 
Проектирование нового корабля поручили СКБ-143 (ныне СПМБМ "Малахит"), строительство – "Адмиралтейским верфям". Для завода это была первая АПЛ, однако у предприятия уже был опыт монтажа ядерной энергетической установки на атомный ледокол "Ленин".
 
Перед конструкторами и кораблестроителями стояла задача создать подлодку нового поколения. В проекте были учтены ошибки, допущенные заокеанскими коллегами при создании корабля "Трешер", судьба которого сложилась трагически. В 1963 году американская субмарина затонула во время глубоководных испытаний.

АПЛ проекта 671
АПЛ проекта 671
 

Особенности проектирования

Проектные работы по техническому заданию военно-морского флота стартовали в СКБ-143 в 1959 году. Главным конструктором АПЛ проекта 671 был назначен Георгий Николаевич Чернышев. Разработка конструкторской документации началась в 1960 году. Состав группы главного конструктора оставался неизменным на всех стадиях разработки эскизного и технического проектов, а также рабочих чертежей. За создание серии АПЛ в 1970 году Г.Н. Чернышеву было присвоено звание Героя социалистического труда.
 
Высокие тактико-технические характеристики АПЛ проекта 671 стали результатом удачного сочетания новых технических решений. Среди прочего, новую подлодку выделяли: форма корпуса с оптимальными пропульсивными качествами, носовая полусферическая оконечность с совмещённым расположением торпедных аппаратов и крупногабаритной антенны гидроакустики, одновальные энергетические установки с водо-водяными реакторами повышенной надёжности, широкое внедрение автоматического и дистанционного управления исполнительными механизмами.
 
От предшественников "шестисотка" отличалась и новыми материалами. Так, на проекте 671 была применена новая высокопрочная сталь АК-29, которая затем стала повсеместно использоваться в подлодках второго поколения. Для новинки пришлось разрабатывать серию новых сварочных материалов, вспоминает советник гендиректора ЦНИИ КМ "Прометей" Виктор Андреевич Малышевский. При постройке прочного корпуса корабля возникли определённые сложности, но разработчикам материала удалось их преодолеть совместно со специалистами Адмиралтейского завода. Также для новой стали пришлось проводить большую работу по защите от электрохимических коррозионных разрушений. Для наружного корпуса АПЛ впервые использовался ряд передовых материалов, в том числе титановые сплавы.
 
Участники строительства и экипаж АПЛ 671 проекта
Участники строительства и экипаж АПЛ 671 проекта
 
Отдельно следует сказать о прогрессивных решениях для электротехнической части проекта 671. Впервые для советских подводных лодок на "шестисотке" была применена система переменного тока напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Для потребителей постоянного тока использовался обратимый преобразователь. Система переменного тока позволила значительно уменьшить массогабаритные характеристики и повысить надёжность электрооборудования.
 
На АПЛ проекта 671 впервые были использованы системы управления "Байкал", "Шпат" и "Турмалин". "Это был шаг вперёд", – рассказывает Олег Александрович Зуев-Носов, заместитель главного конструктора СПМБМ "Малахит". Впрочем, во время испытаний система управления «Турмалин» проявила себя неоднозначно, когда корабль при реверсе и удержании скорости получил дифферент на нос более 40 градусов, после чего было произведено аварийное всплытие. На ВМФ возникло недоверие к данной системе. Техническое расследование показало, что лодка двигалась с очень большой скоростью, значения которой не были заложены в лаге. "Всё было отремонтировано, но некоторое недоверие к системе со стороны моряков осталось", – вспоминает Олег Александрович.
 
Передовой для своего времени стала и система управления "Вольфрам", которая позволяла работать с 250 объектами управления на основе данных от 500 источников информации. Некоторые из созданных алгоритмов используются и сейчас. Также выдающиеся характеристики АПЛ проекта 671 были достигнуты благодаря гидроакустической системе "Рубин" и радиолокационной станции "Залив".
 
Вполне естественно, что на "шестисотке" использовались и передовые для своего времени системы вооружения.
 
Ларин Б.В., ветеран АО "Адмиралтейские верфи"; Шмаков Р.А., ведущий специалист по истории проектирования АО "СПМБМ "Малахит" (в прошлом – главный конструктор); Щербина Н.Я., капитан I ранга, к.т.н.
Ларин Б.В., ветеран "Адмиралтейских верфей"; Шмаков Р.А., ведущий специалист по истории проектирования СПМБМ "Малахит" (в прошлом – главный конструктор); Щербина Н.Я., капитан I ранга, к.т.н.
 

Строительство в три смены

Работы, связанные со строительством головной АПЛ проекта 671, начались на "Адмиралтейских верфях" одновременно с началом разработки конструкторской документации. В 1960 году специалисты предприятия приступили к подготовке стапельно-сдаточного цеха №12, который был выбран базовой площадкой для строительства новых кораблей.
 
По словам бывшего руководителя предприятия Владимира Леонидовича Александрова, в конце 50-х – начале 60-х Адмиралтейский завод испытывал некоторые сложности в связи с завершением программы строительства дизель-электрических подлодок 615 проекта. Однако руководство завода доказало руководству отрасли необходимость развития предприятия.
 
В 1963 году вышло постановление о развитии завода, и с этого момента началось развитие 12-го цеха, создание специальных служб, ожило конструкторское и технологическое бюро, был произведён набор 3 тысяч новых рабочих.
 
"Если бы не было 671 проекта, не очень чётко представляю себе судьбу завода на тот период", – говорит Владимир Леонидович.
 
Закладка головного корабля 671 проекта, строительный номер 600, состоялась 12 апреля 1963 года. Для строительства серии АПЛ в 12-м цеху начали возводиться три новых пролёта. Однако головной заказ строился в малогабаритном 3-м пролёте цеха. По воспоминаниям адмиралтейцев, корпус "шестисотки" с трудом размещался в узком пролёте. Для монтажа ограждения рубки пришлось разбирать участки крыши цеха.
 
Александров В.Л., гендиректор "Адмиралтейских верфей" с 1984 по 2012 годы
Александров В.Л., гендиректор "Адмиралтейских верфей" с 1984 по 2012 гг.
 
Сдача головного корабля проекта 671 была запланирована на год 50-летия Октябрьской революции. Чтобы успеть в срок, в отдельные периоды работа велась в три смены. На этапе стапельного строительства и после спуска АПЛ на заводе побывали министр обороны Малиновский, председатель правительства Косыгин, генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев.
 
Примечательно, что в 1967 году, помимо проекта 671, советский ВМФ получил ещё два головных корабля. На заводе "Красное Сормово" по проекту ЦКБ-112 ("Лазурит") была построена головная АПЛ проекта 670, а Севмаш сдал заказчику головной подводный крейсер стратегического назначения проекта 667А разработки ЦКБ МТ "Рубин". Действительно, на это время пришёлся золотой период советского атомного подводного кораблестроения.
 

Спуск на воду и испытания

Спуск на воду заказа 600 был произведён на Адмиралтейском заводе 28 июня 1966 года. В июле 1967 года закончились швартовные испытания, после чего лодка направилась на ходовые испытания в Белое море. Сдача заказа проходила в Северодвинске.
 
По воспоминаниям ветерана "Адмиралтейских верфей" Владимира Черненко, при перегоне заказа по Беломоро-Балтийскому каналу выяснилось, что по габаритам лодка не вмещается в транспортный док. Пришлось срезать корпусные стабилизаторы и снимать перья кормовых горизонтальных рулей, чтобы потом заново устанавливать их на место в Беломорске.
 
Участники экипажа АПЛ "К-38"
Участники экипажа АПЛ "К-38"
 
Неожиданности происходили в процессе ходовых испытаний атомных кораблей, вспоминает член первого экипажа АПЛ 671 проекта, профессор кафедры ядерных энергетических установок Высшего Морского инженерного института Николай Ярехтович Щербина. В 1967 году при испытаниях в Белом море "шестисотка" установила сразу три рекорда: полной подводной скорости (более 34,5 уз), глубины погружения, глубины использования оружия, и один антирекорд – уже упомянутый небывалый дифферент на нос.
 
Войдя в боевой состав ВМФ СССР, головная АПЛ проекта 671 получила имя "К-38" и находилась на боевой службе до июня 1991 года. За это время АПЛ "К-38" успела принять участие в учениях в Атлантическом океане, совершить поход в Арктику, совершить поход в Аравийское море и Персидский залив во время одного из ближневосточных конфликтов.
 
В период серийной постройки АПЛ 671 проекта не прекращались работы по совершенствованию тактико-технических элементов кораблей, повышению надёжности их оборудования, устранению недостатков, выявленных в процессе строительства и эксплуатации. За это время было принято более ста решений по замене оборудования. Особенно интенсивно шла работа по снижению шумности кораблей, менялись системы вооружения.
 
АПЛ проекта 671РТМ
АПЛ проекта 671РТМ
 
Всего с 1963 по 1992 годы на "Адмиралтейских верфях" была построена 31 АПЛ проекта 671 и его модификаций (671РТ и 671РТМ). По словам заводчан, именно эти корабли составили основные силы многоцелевых подводных лодок отечественного ВМФ.
 
Текст, фото: Александр Полунин | Sudostroenie.info
Сообщить о проблеме

Другие новости компании «Адмиралтейские верфи, АО»

Актуально