Статьи

Главный конструктор ледокола "Лидер" Владимир Воробьев о текущей стадии проектных работ и поставках оборудования

24 Марта 2020 Айсберг ЦКБ, АО
Главный конструктор ледокола 'Лидер' Владимир Воробьев о текущей стадии проектных работ и поставках оборудования
В январе 2020 года правительство утвердило бюджетное финансирование строительства головного атомного ледокола "Лидер" проекта 10510. Атомоход пропульсивной мощностью 120 МВт должен приступить к работе на Севморпути в 2027 году. О том, чем руководствовались проектировщики при создании самого большого и мощного ледокола в мире, текущей стадии проектных работ и поставках оборудования для "Лидера" в интервью Sudostroenie.info рассказал главный конструктор проектов 22220 и 10510 ЦКБ "Айсберг" Владимир Воробьев.

– Владимир Михайлович, чем обусловлены беспрецедентные размерения и мощность ледокола проекта 10510?

– Задача ледокола "Лидер" заключается в том, чтобы обеспечить круглогодичную проводку транспортных судов в любых ледовых условиях по всему Северному морскому пути с коммерческой скоростью порядка 13-14 узлов при толщине льда около 2 м. При этом рассматривается не классический Северный морской путь, а более высокоширотные маршруты, где могут передвигаться современные торговые суда с большой осадкой.

Достижение такой ледопроходимости оказалось возможным при мощности энергетической установки 120 МВт, а при такой мощности водоизмещение должно быть около 70 тыс. тонн. При выборе размерений ледокола практически заданной являлась его ширина, т.к.  для формирования канала для грузовых судов шириной 53-54 м. ширина ледокола не может быть меньше 47 м. В этом случае с учетом растрескивания (по каждому борту образуются трещины порядка 2,5-3,5 м) ледокол "Лидер" обеспечивает проводку этих судов. Остальные параметры определяются автоматически.

– А льдины, которые при этом образуются в канале, не мешают судам?

– Естественно, они мешают судам, они снижают скорость. Но в этих районах в тяжелых ледовых условиях эксплуатируются суда высокого ледового класса- не ниже Arc6. Эти суда имеют соответствующие прочность корпуса и мощность энергетической установки.

– На ледоколе "Лидер" предусмотрена двухосадочная схема?

– В данном случае она получается автоматически. С учётом корпуса ледокола, оборудования и всех нагрузок мы всё равно будем брать на борт порядка 15-17 тонн балласта.

Заказчик попросил предусмотреть возможность хождения ледокола по классическому Севморпути. После сброса балласта осадка уменьшается примерно до 11,5 м, что позволит "Лидеру" пройти там, где сейчас ходит основная масса судов.

– В последнее время встречаются сообщения о таянии льда в Арктике. Учитывались ли при разработке проекта ледокола "Лидер" происходящие климатические изменения?

– Во-первых, у коллег из Арктического и антарктического научно-исследовательского института есть определённые концепции по этому поводу. Есть гипотезы, что это явление носит циклический характер и в данный момент мы находимся где-то на пике потепления.

Во-вторых, на ближайшие 50 лет даже при той скорости потепления, которая есть, ледокол подобного типа будет задействован по полной схеме.

– Для работы с какими судами разрабатывается ледокол "Лидер"?

– Главным образом, конечно, для экономически обоснованных судов для перевозки нефти и сжиженного газа в восточном направлении.

Сейчас российский СПГ в основном доставляется  в порты Западной Европы, а дальше развозится до места другими перевозчиками. С запуском восточного направления появится возможность доставлять груз отечественными судами до конечных потребителей, находящихся в Азиатском регионе. Для этого целесообразно создать пункт перевалки груза в районе Петропавловска-Камчатского. До него будут доходить дорогие суда с высоким ледовым классом,  дальше СПГ будет развозиться на обычных судах в азиатские страны и далее.

– На каком участке этого маршрута будет ходить ледокол "Лидер"?

– На этом пути "Лидер" сможет обеспечивать транспортные операции на трассе пролив Вилькицкого – Берингов пролив, в том числе наиболее труднопроходимый участок – Айонский ледовый массив.

Модель ледокола "Лидер" проекта 10510 / Фото: Sudostroenie.info

– Какие технические решения из проекта 22220 будут применены в проекте 10510?

– Вопрос не очень корректный. Если смотреть глобально, то на "Лидере" приняты те же решения, что и на первом атомном ледоколе "Ленин": атомная установка, паротурбинная установка, электродвижение.

Всё дело в исполнении этих технических решений. Например, новая реакторная установка "РИТМ-400". Хотя, по схемным принципам она похожа на установку "РИТМ-200" проекта 22220. Но новая установка мощнее, а большая мощность требует несколько иных конструктивных решений.

– По массе "РИТМ-400" также вдвое больше?

– Нет, конечно. Реакторная установка хороша тем, что с увеличением мощности не прямо пропорционально растут масса и стоимость. В отличие, например, от дизельных двигателей здесь более пологая зависимость. Поэтому атомные энергоустановки наиболее эффективны при большой мощности.

– Турбогенераторная установка также будет новая?

– Мы пытаемся взять паротурбинные установки с проекта 22220, по крайней мере, турбогенераторы. Предполагается использовать четыре турбогенератора по 36 МВт.

Это сделано для унификации. Например, нам предлагали варианты два турбогенератора по 60 МВт или два по 72 МВт. Но заказчику удобнее работать с однотипными машинами, когда имеет место взаимозаменяемость.

– А электродвигатели?

– Гребные электродвигатели будут новые. Потому что другая мощность. Будут четыре электродвигателя мощностью 30 МВт каждый. Конструктивно отличие будет в наличие промежуточного подшипника, что позволит не использовать очень длинный вал.

– Предусмотрена ли на ледоколе "Лидер" возможность установки вооружения?

– Нет, вооружения нет. Доппроект не готовился ни на проект 22220, ни на проект 10510. В общем это, наверное, правильно.

Не думаю, что у нас мало боевых кораблей, чтобы нужно было ещё вооружать ледокол "Лидер".

– Сколько ледоколов планируется построить по проекту 10510?

– Пока предполагается заключить договор на один ледокол. Но по разработанным различным концепциям заказчика, максимальное количество, которое будет необходимо при нарастании объёмов вывозимых нефтепродуктов, газа, угля – три единицы. Скорость их строительства будет зависеть от темпов освоения арктического берега и шельфа.

– На какой стадии находится проект 10510 в настоящее время?

– Мы уже начали рабочий проект. Судостроительный комплекс "Звезда" заключил с нами договор на разработку рабочей документации нулевого этапа. Предполагается, что основной договор между ФГУП "Атомфлот" и ССК "Звезда", в рамках выделенного в прошлом месяце бюджетного финансирования, будет заключен в первом или в начале второго квартала текущего года. После этого начнётся полномасштабное финансирование и проектирование.

Модель ледокола "Лидер" проекта 10510 / Фото: Sudostroenie.info

– Как на данный момент выстроено взаимодействие с ССК "Звезда"?

– Как обычно. Разница только в том, что теперь вместо совещаний проводятся видеоконференции. Каждый четверг на видеоконференции специалисты ССК "Звезда" задают свои вопросы. Мы направляем по электронной почте свои ответы и необходимые материалы. Они их рассматривают и согласовывают.

– Как в дальнейшем предполагается выстраивать эту работу?

– Так и предполагается до момента, пока не надо будет держать там опергруппу. Например, у меня есть опыт отдалённой постройки. В своё время при строительстве лихтеровоза "Севморпуть" в городе Керчь оперативная группа была сформирована при 60% готовности судна. Работа будет выстроена по той же самой схеме. Ничего не изменится.

– Как будет выстраиваться работа с поставщиками оборудования и материалов для ледокола "Лидер"?

– Всё будет выполняться в соответствии с 223-ФЗ. Мы готовим исходные технические требования. Работой с поставщиками будет заниматься завод "Звезда". Пока что эта часть только выстраивается. Непосредственно к выбору поставщиков оборудования и материалов мы практически никакого отношения не имеем.

Могу сказать своё мнение, что из-за того, что одним из критериев определения поставщика является стоимость, мы получили негативный опыт на проекте 22220. Например, с насосами и арматурой. Сейчас выдвигаются большие лоты, и поставщики зачастую не являются изготовителями. Сначала они назначают цену, а потом ищут, где купить подешевле. Не самая удачная схема для атомной энергетики.

– Пока что она вряд ли будет меняться…

– Она не будет меняться. Хотя я и говорю об этом на всех совещаниях, но ситуация не меняется. Единственное, что нужно делать, наверное, это сильно повышать значимость других коэффициентов при выборе поставщиков. Например, опыта и подтвержденного качества изготовления аналогичного оборудования.

– Несколько вопросов о других проектах. Какова текущая ситуация с проектом оффшорного ледокола?

– Был разработан эскизный проект. На этом пока всё закончилось. Данный ледокол рассчитан на работу с плавучими морскими буровыми платформами. Насколько понимаю, заказчика на него пока что нет.

– Как развивается проект атомного ледокола 22220М с расширенным корпусом?

– Идею ледокола с расширенным корпусом и однореакторной установкой "РИТМ-400" нам предложил заказчик. С их точки зрения, такой ледокол должен быть дешевле. Когда посчитали, получилось, что по стоимости он отличается совсем не на много. Дальнейшего развития проект пока не получил. Могу предположить, что в случае заказа на Балтийском заводе ещё двух ледоколов  мощностью 60 МВт (пятого и шестого серийных – ред.), на одном из них, возможно, будет проработка проекта с расширенным корпусом.

Беседовал Александр Полунин
Фото: Sudostroenie.info
Сообщить о проблеме

Другие новости компании «Айсберг ЦКБ, АО»