Статьи

«Правовая охрана интеллектуальной собственности важна для поддержания экономических преимуществ создателей»

Мы продолжаем развивать тему интеллектуальной собственности на промышленных предприятиях.

Благодаря исполнительному директору Национального центра интеллектуального капитала Юрию Владимировичу Гусеву сегодня вы подробно узнаете о таком понятии, как стратегия управления интеллектуальной собственностью. 


— Итак, после вводной части в первом материале переходим к главному. Что же такое стратегия управления интеллектуально собственностью?

— Стратегия управления интеллектуальной собственностью определяет цели и задачи управления интеллектуальной собственностью (ИС) предприятий, устанавливает полномочия, функции и ответственность участников процесса на всех этапах жизненного цикла объекта интеллектуальной собственности (ОИС).  Система подразделяется на 4 основных блока: правовую охрану, капитализацию, управление и коммерциализацию ОИС. 

— Давайте разберем каждый блок по отдельности.

— Правовая охрана интеллектуальной собственности важна для поддержания экономических преимуществ создателей и законных производителей новых товаров и услуг на внешнем и внутреннем рынках. Последствия «незащищенности» хорошо известны и легко прогнозируемы. Это неполучение ожидаемых доходов и прибыли, сокращение инвестиций в разработку новых технологий, ущерб деловой репутации, «слив» технологий и разработок. Список можно продолжать еще долго. Чтобы избежать таких последствий, необходимо своевременно и самое главное эффективно обеспечить правовую охрану интеллектуальной собственности. Как показывает практика, большинство предприятий не уделяют должного внимания правовой охране разработок, что приводит к снижению инвестиционной и кредитной привлекательности. Для того чтобы обеспечить надежную охрану ОИС, необходимо разбить разработку на несколько частей, выстроив, тем самым, многоуровневую систему правовой охраны, исключающую риски со стороны разработчиков, минимизирующую риски копирования, контрафакта, а также утечки информации, представляющей высокую ценность. В результате правообладатель получает технологию, имеющую правовую охрану сразу в нескольких правовых институтах, способную преумножать выгоды от ее использования: приносить пассивный доход и улучшать инвестиционную привлекательность предприятия.

Капитализация нематериальных активов - это совокупность способов и методов вовлечения зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в хозяйственный оборот предприятия. Капитализация проводится для того, чтобы отразить реальную рыночную стоимость предприятия и его активов, определить степень интеллектуализации предприятия, увеличить инвестиционную и кредитную привлекательность, выявить, формализовать и обеспечить дополнительную правовую охрану конкурентным преимуществам предприятия. Механизмы капитализации достаточно индивидуальны, так как разрабатываются исходя из рыночного положения предприятия под конкретные цели и задачи. Ввыгоды от проведения капитализации делятся на моментальные, получаемые сразу же после проведения капитализации и стратегические, достигаемые через некоторый промежуток времени. Стратегические выгоды являются следствием моментальных.

Управление знаниями - это формальный процесс, который состоит в предоставлении нужной информации нужным людям в нужное время, что приводит к повышению продуктивности.  Знание, которое не используется и не возрастает, в конечном счете устаревает и становится бесполезным, точно так же, как деньги, которые хранятся, не превращаясь в оборотный капитал, обесцениваются. Знание же, которое распространяется, приобретается и обменивается, наоборот, генерирует новое знание.  Каждый участник, вовлеченный в процесс хозяйственной деятельности, должен видеть конечную цель, к достижению которой прилагаются усилия. В Советском Союзе поощрялись рациональные предложения и автору полагалась премия. Они могли оптимизировать работу завода. Сейчас наше законодательство модернизируется и в нем есть понятие авторского вознаграждения. Если работник создает продукт интеллектуального труда, то работодатель должен его вознаградить. А если ввести систему, которая будет мотивировать сотрудника к созданию чего-то нового, то предприятие сможет гораздо эффективней использовать свой интеллектуальный капитал для воспроизводства новых знаний, укрепления позиций на рынке и формирования инновационных конкурентных преимуществ.
Коммерциализация ИС представляет собой самостоятельную сферу экономических отношений, основанной на получение дохода от использования, обмена и продажи ОИС. По данным ТПП РФ, общая стоимость лицензий, дающих право использования ОИС и технологий в мире, достигла 50 млд. долларов в год, а по оценкам отечественных экспертов, объем реализуемой на международном  рынке наукоемкой продукции, созданной на основе использования ИС, составил около 3 триллионов долларов в год. Цифры более чем внушительные. Кроме того, ежегодная индексация ОИС составляет 13-15%. Для сравнения, производственные мощности индексируются в лучшем случае на 1-2%. Хочу отметить, что коммерциализация возможна только в том случае, когда оформлены все права и ИС введена в хозяйственный оборот, ведь перед тем, как что-то продать, это необходимо или купить или создать. 

— По вашему опыту, как на предприятиях обстоит дело с учетом нематериальных активов?

— Так повелось с начала 90-х годов, что наши руководители предприятий не отдают отчет, какие технологии у них есть. Стандартная картина. Мы приходим на предприятие с целью провести интеллектуальный аудит, и на начало нашей работы на его балансе числится 10 патентов. Завод, который производит 50 тысяч единиц товара, имеет всего 10 патентов. Это нонсенс! Мы начинаем искать, ведь невозможно производить без технологий. Находятся конструкторская документация, программирование ЧПУ, названия, описания действий и т.д. После этого формируется некий реестр РИД.

— Я так понимаю, что это только начало, первый шаг на пути построения системы?

— Все верно. Далее в рамках экономии средств и времени проводится abc-анализ и выбираются наиболее капиталоемкие технологии, которые генерируют наибольший поток денег. Руководство завода принимает решение, на каких технологиях сконцентрироваться и запускается процесс обеспечения правовой охраны, используя все институты права (авторское, промышленной собственности, коммерческая тайна и другие). Затем предприятие получает документ, что технология принадлежит им и подключается бухгалтерия, которая отражает ОИС на хозяйственном обороте предприятия. Процесс капитализации предприятия через нематериальные активы завершен. Следом предприятие задумывается, как на этом зарабатывать –  начинается процесс коммерциализации. Это линейный процесс. Но если к нему подойти, как к стратегии долгосрочного развития, то этот процесс надо запустить линейно, а затем преобразовать в цикличный, чтобы он постоянно замыкался – выработать алгоритм, который автоматизируется правовым полем предприятия. Чтобы каждый раз не проводить аудит, предприятие создает ряд положений, регламентов, стандартов, которые мотивируют сотрудника самостоятельно создавать технологии. Это гораздо дешевле. Мы постоянно что-то создаем, соответственно должны сразу вводить это в правовое поле, то есть формализовывать РИД. Здесь же идет автоматом отражение на балансе. Конечная цель - реализация ОИС через отчуждение, масштабирование, кооперацию и т.д. Эта система постоянно воспроизводится и может быть автоматизирована, то есть создана в виде открытой ERP-системы с четкими временными ограничениями. Я был свидетелем, когда КБ численностью 40 человек после таких преобразований стало равным 400. Это наше понимание развитие экономики. Ничего уникального здесь нет, главное подойти к этому процессу с головой. Как не странно, в основном к этому сейчас стремятся коммерческие предприятия. Все предприятия, входящие в ОСК или ОАК, исповедуют декларативный принцип – знают, что это надо делать, но не знают, как делать и зачем.

— Насколько сильно отстает Россия от наиболее развитых в области интеллектуального капитала стран и что еще мешает ее развитию в этом направлении?

— На 2013 год согласно статистике распределения знаний по миру, 40% знаний принадлежало Америке, еще 40% странам Евросоюза. На Россию приходилось 0,89%. Америка уже ушла от производства, отдав его Китаю. Им это не нужно. Америка – интеллектуальная страна, у них куча знаний. А Россия практически полностью сидит на импортных технологиях. Не отдавая отчет этой схеме, мы зачастую покупаем свои же разработки. В мире с интеллектуальным капиталом работают уже лет 50-70. Этот разрыв надо сокращать стремительно. Пожалуй, главная проблема это отсутствие информации об имеющихся на предприятиях технологиях. Наработок и технологий в России осталось много, но нет единой базы наработок. Каждый варится в собственном мирку. Прекрасно понятно, что в судостроении и авиации технологий могут быть схожи. Что-то из одной отрасли может быть применимо в другой. Но нет единой базы, где это можно посмотреть, чтобы не изобретать велосипед, который уже изобретен. Зачастую предприятия, получая контракты, начинают заново изобретать велосипед за бюджетные деньги. Мы пришли к тому, что в России надо создавать единый банк знаний, разработок, изобретений, разбить это по отраслям и получить доступ к нему. Чем быстрее мы это сделаем, тем устойчивее будет наша экономика и производство.

Первая часть интервью — Будущее России – за интеллектуальной собственностью

Автор текста: Вадим Аданин | Sudostroenie.info
Сообщить о проблеме

Другие новости компании «Судостроение.инфо (Sudostroenie.info)»

Актуально